Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Дурак" реж. Юрий Быков ("Киношок")

Фильм искрится, бьет током, может и травмировать - столько в нем искренней энергии заложено автором, он же сценарист, режиссер и даже композитор в одном лице. В своем проповедническом запале Быков не стесняется в средствах - он слишком увлечен своей мыслью, ему не до художественных тонкостей. И неслучайно "Дурак" выходит уже после "Долгой счастливой жизни" - Хлебников про то же самое высказался в почти совершенной художественной форме, Быкову же важнее чисто человеческий аспект, о другом он не думает. Как и его герой, сыгранный Артемом Быстровым - сантехник Дима, обучающийся на заочке в строительном, женатый (Дарья Мороз), имеющий ребенка, воспитанный отцом-бессеребренником (Александр Коршунов). Обнаружив, что здание общежитие, которое даже не в его ведении находится (просто тамошний сантехник запил), вот-вот рухнет из-за трещины в стене и поползшего фундамента, он поднимает бурю. Но местные власти в лице главы управы Нины Сергеевны (Наталия Суркова), ее компаньона-бизнесмена (Юрий Цурило) и кучки чиновников, небезосновательно опасаясь, что эвакуация 820 жильцов общаги повлечет за собой проверки, выявление нарушений и серьезные неприятности, предпочитают оставить все как есть, а "крайних", ответственного за ЖКХ и начальника пожарной охраны, ментовской начальник отдает приказ убить. С ними вместе вывозят за город и Диму, но почему-то мент-убийца соглашается его отпустить, пригрозив на словах.

Больше всего в Быкове умиляет меня его неизбывная и в "Майоре", и в "Дураке" вера режиссера в ментовскую совестливость, как будто в ментах может оказаться тот, в ком есть хоть капля совести (такой скорее уж окажется в тюрьме). При том что вроде бы относительно прочего начальства у Быкова иллюзий нет: все воруют, отрезают, врут и прячут концы в воду. Что еще важнее, нет у Быкова иллюзий и насчет т.н. "русского народа". Общагу населяет именно что "шваль", и брезгливость власть имущих по отношению к народу если и не оправдывается морально, то по сути вполне объективна: подростки курят траву по коридорам, молодежь трахается на крыше, как кошки, пьяницы колотят жен и детей. Самый колоритный персонаж в этом паноптикуме - татуированный алкаш в исполнении Дмитрия Куличкова. Он, когда Дима, чудом избежав смерти, все-таки возвращается предупредить общагу о предстоящем обрушении, становится зачинщиком его избиения.

Вообще судьба Димы у Быкова представлена как история Иисуса, распятого по воле народа. И подобный подход может оправдать идеализацию главного героя, хотя аргументы "таких не бывает" или "да нет, на таких только и держится земля русская" в равной степени некорректны. Дима - наследник по прямой вампиловской Валентины (неслучайно в самом начале фильма они с отцом ремонтируют скамейку, каждый раз разбиваемую пьяной шпаной), солженицынской Матрены, толстовских и некрасовских сусальных типчиков - тех праведников, без которых не стоит село. И что характерно - "село", вопреки здравому смыслу, стоит. Чиновники всю ночь рефлексируют, вслух признаваясь друг другу во всех грехах (главу управы Дима отрывает от празднования 50-летия и заседание проходит в комнате при банкетном зале, за стеной открываются гости, а ночное заседание превращается в подобие первого акта гоголевского "Ревизора", и ощущение усиливается за счет того, что среди актеров здесь - Борис Невзоров и Сергей Арцибашев, имевшие прямое касательство до Гоголя в своих театрах), поутру неуемный сантехник все же выгоняет спящих обитателей общаги на мороз, откуда они, еще и обозленные на "спасителя", возвращаются в обреченный дом - но дом, по всем техническим выкладкам не способный простоять и суток, все-таки не падает. Он наверняка упадет потом, должен упасть. Но заканчивается картина не апокалиптической сценой обрушения постройки, погребающий 820 голов, а избиением единственного "праведника".

Трещина, пробившая дом с первого по девятый этаж в несущей стене - это даже чересчур доходчивая метафора: все прогнило сверху донизу, фундамент пополз. Но если рефлексий чиновничьей тусовки, наглядности с трещиной и прочего недостаточно, лейтмотивом через фильм проходит еще и песня Цоя. Быков проговаривает заветную "правду", чтоб все поняли - повторяется до тошноты, так что добивается обратного эффекта по принципу "если он против колхозов, то я за". Лично меня "Дурак" если в чем и убеждает, то совсем не в том, что надо быть честным и самоотверженным вопреки обстоятельствам и рискуя быть побитым теми, кого хочет спасти, но совсем напротив: что должно рухнуть - пускай рухнет поскорее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment