Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Страна хороших деточек" реж. Ольга Каптур

Среди прочих образчиков новрусдобрдеткино "Страна хороших деточек" качеством исполнения не выделяется - такое же убожество. Но на уровне замысла концепция слегка и частично отличается от общепринятой в последнее время. Другое дело, что даже сюжет, посредством которого замысел разрабатывается, убийственно вторичен.

"Саши, родители которой неосмотрительно пожелали себе на Новый год, чтобы у них вместо Саши появилась хорошая девочка. Не успели пробить праздничные куранты, как на пороге появилась чужая хорошая девочка, а Саша сказочным образом перенеслась в волшебную Страну хороших деточек на перевоспитание. В этой стране правит строгая королева и ее еще более строгий полномочный представитель, а жизнь подчинена строгим правилам. Чтобы вернуться домой к родителям, Саше придется пройти через невероятные приключения и преодолеть множество испытаний, в чем ей помогут верные друзья - кот Багет и пес Балбес".

Аннотация исчерпывающая и почти точная (за исключением того, что пес не умеет мурлыкать и потому - почему же?! - границу Страны хороших деточек не может, и дальше кот действует в одиночку, принимая человеческое обличье Андрея Кайкова, если, конечно, обличье Кайкова можно считать человеческим). Ну ладно, юный герой/героиня попадает в волшебную страну - это даже не штамп, это просто самая типичная завязка для большинства современных, да и классических сказок, в том числе очень хороших, и необязательно упрекать "Страну хороших деточек" в плагиате по отношению к каким-то конкретным примерам типа "Королевства кривых зеркал". Тем более, что по описанию можно предположить, будто "плохая девочка" отправлена в "правильную страну" на перевоспитание, чтоб вернуться "хорошей деточкой", знакомой с навыками гигиены и основами домашнего хозяйства.

На самом деле героиня попадает в тоталитарный ад, где маленькие обитатели даже танцуют синхронно, а на специальной церемонии у них отбирают память. Еще более любопытно, что руководит этими зловещими процедурами манерный и крашеный дядя-полпред (Вячеслав Манучаров), а королева - тот же дядя-полпред, только в конструктивистском, будто по эскизам Экстер пошитом, платье, то есть трансвестит с раздвоением личности. Настоящая королева, оказывается, свергнута и заточена, а правит полпред-самозванец, в котором даже и "дядиной" ипостаси макияж и манеры выдают любителя не столько хороших девочек, сколько плохих мальчиков.

С полпредом, впрочем, не все-так просто - здесь он, кажется, единственный персонаж, имеющий хоть сколько-нибудь внятную предысторию. В исповедальной песенке он признается
учился в школе, где мать была директором, с отцом вставал в шесть утра и ходил на прогулку строем решил отомстить всем детям, отобрать память о ярком прошлом. Остальные взрослые персонажи (про детей и говорить нечего - ничего не придумано, а с маленькими актерами поработали так, что они играют еще более бездарно, если б им вовсе ничего не объясняли) - просто схемы, что спасенная в результате восстания детей королева, что "злой волшебник" - наряженный бомжом Дмитрий Назаров (полюбивший халтурить в новрусдобрдеткино - да и то, платят как обычно, а позора меньше, потому что все равно никто из знакомых не увидит) - понятно, что злой в этом "краю всем краям наоборот" - добрый, и он помогает Сашиному коту-нелегалу телепортироваться в сказку, но что сам из себя представляет - никому не важно.

Нарочито наивная и театральная по художественному решению, разыгранная в картонных декорациях и аляповатых костюмах, и не только в силу малобюджетности (бюджет как раз там, я полагаю, не самый скромный выделили), "Страна хороших деточек" опирается (предположу, что сознательно) на традиции не столько "доброго детского кино" 1970-1980-х, сколько на более ранние сатирические "сказки для взрослых", прежде всего фильмы Надежды Кошеверовой, работавшей со сценариями Шварца и Эрдмана - естественно, даже близко не дотягиваясь по уровню. Одновременно авторы попытались привнести и что-то от современных достижений - дешевые проволочные злодеи, с которыми сражаются почти столь же безликие юные правозащитники, как будто срисованы с "Сайлент-хилла", но тоже нетвердой детской рукой, так что больше смахивают на каляку-маляку, а не на высокотехнологичное проявление злой магии.

По обыкновению доморощенный прибаутки приперчены - "усилены" - цитатами из классики советского, и вовсе не детского кино - вроде "лучше вы к нам" - впрочем, детьми наверняка опознаваемыми, но это лишний раз напоминает о скудости фантазии авторов новых произведений, не способных обойтись без паразитирования. А к финалу концепция дает и смысловой крен в традиционный формат, под который нынче православным кинематографистам и выделяют средства, оторванные от настоящих творческих проектов. Оказывается, что и страна, вообще-то, была прекрасная, королева любила детей, дети любили королеву, только злобный полпред-узурпатор все испортил; и русские деточки, на самом деле, должны все же быть "хорошими", а не просто нормальными людьми, чем человеческие дети. Но этого я как раз ожидал и не был разочарован. Вообще меня в коллективе, работавшим над фильмом, более всего интересовало, что за тексты создала для песенок Вера Полозкова, чтоб Киркоров спел: а вдруг?!. Но ничего не вдруг:

Что было вам противно -
То будет вам смешно
Все будет позитивно
Точнее все равно -

и это еще как бы "сатира", до Эрдмана и Шварца, стало быть, далеко, а уж когда доходит до "лирики" - Полозкова совсем не напрягает свое дарование, зарифмовала кое-как - и ладно. А между прочим, настоящие, удачные песни из детских фильмов остаются ведь с человеком на всю жизнь. Кому после четвертой рюмки не хотелось затянуть, к примеру, "Я сама была такою триста лет тому назад"?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment