Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Удивительное путешествие кролика Эдварда" К.ДиКамилло в МХТ, реж. Глеб Черепанов

Это уже третий опус режиссера, который мне довелось увидеть - но можно сказать и "только еще", а не "уже", потому что долго запрягавший и, нигде ничего не выпуская, все безостановочно ходивший по театрам и разным другим культурным событиям Черепанов вдруг с места в карьер понаставил по площадкам Москвы (и поди не одной Москвы!) за считанные полтора-два года с десяток спектаклей. При всей разнице материала, жанра, размеров сцен и залов, общий стилистический формат налицо. Черепанов соединяет продвинутые технологические навороты с подчеркнуто примитивной атрибутикой "бедного" и "наивного" театра, широко задействует всяческие средства, которые имеются под рукой у режиссера сегодня - от видео, анимации и теней до живой музыки и клоунады с акробатикой. В "Удивительном путешествии", как и в недавнем "Йеппе-с-горы", использован также ход "театра в театре", точнее, основное действие "Кролика" помещено в пространство за деревянной рамкой, а на авансцене перед зрителем появляются лишь некоторые персонажи, начиная с бабушки, и отдельные предметы обстановки вроде бабушкиного рабочего стола (плюс ответственные за музыкально-шумовое оформление ребята со своими инструментами).

Бабушка подарила внучке фарфорового кролика, девочка кролика полюбила, а кролик, названный Эдвардом, никого не любил. Во время морского путешествия девочка поругалась с незнакомым мальчиком и тот бросил кролика за борт. Эдварда выловил сетью рыбак и они с рыбачкой тоже полюбили кролика, но дочь рыбака выкинула его на помойку. Там Эдварда подобрал бродяга Эрнст с собакой, и они кролика полюбили, много времени с ним провели, но кролик оказался в руках фермеров, а затем стал лучшим другом тяжелобольной девочки, и после ее смерти при попытке пристроить его, научившегося танцевать, в кабаре, был жестоко расколошмачен по приказу хозяина заведения. Кролика все же удалось собрать по частям - при условии, что мальчик, который и подарил его умирающей девочке, откажется от прав владения им. Так кролик оказался в витрине кукольного магазина, где много лет спустя его обнаружила давно повзрослевшая первая хозяйка - но кролик за время своего путешествия стал другим и научился любить.

Строго говоря, в таком "путешествии" нет ничего особенно удивительного. Возможно, исходная проза Кейт ди Камилло, переведенная Ольгой Варшавер, обладает массой поэтических достоинств и необычайной содержательной глубиной, но по инсценировке того и другого не понять: достаточно банальная и под конец неприлично сентиментальная и моралистичная сказочка-притча. Столь же плоско играет Кролика актер Александр Молочников, чья работоспособность превышает даже черепановскую (Черепанов пока хотя бы, насколько я знаю, кино не снимает; Молочников снимается вовсю, и в рекламе заодно), а запас красок еще более скуден. Для кролика Эдварда, впрочем, достаточно - у Молочникова острая, яркая мимика, а голос идет через микрофон и особым образом искажается для пущего эффекта, чтоб под занавес зазвучать с нормальным человеческим тембром и подчеркнуть необратимость изменений в характере героя: еще одна, среди многих, режиссерская придумка, аналогично поступает постановщик с голосом владельца кукольного кабаре, которого играет маленький мальчик в накладной бороде, но его тембр так и остается искусственным.

Между тем уши у кролика - из искусственного крашеного в розовый цвет меха, как в провинциальном тюзе середины прошлого века, и дырявая полиэтиленовая пленка, имитирующая морскую волну, недалеко ушла от того, что предлагает Роман Феодори в "Снежной королеве" Красноярского ТЮЗа. Допустим, для Черепанова (в отличие от Феодори, который продемонстрировал предел своих способностей в "Трамвае "Желание") это тоже такая "фишка", как и вырезанная из картонки рыбка в руках рыбака, или нарисованный магнитофон, который использует для демонстрации танцевальных возможностей кролика перед владельцем кабаре паренек Брайс. Но даже если это попытка играть на контрастах между сложностью и простотой (не смысловой, а лишь технологической, предметной, визуальной - увы), она приводит только к эклектике и, в конечном счете, к безвкусице. Ну да я к целевой аудитории проекта не принадлежу, а вот "юные брянцы после МХТовского спектакля о кролике обещали родителям вести себя хорошо" - объявляет заголовок последней по времени среди размещенных в разделе "пресса" на сайте театра рецензии из газеты "Наш Брянск".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments