Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Норманск" по бр. Стругацким в ЦИМе, реж. Юрий Квятковский

Вместо трех с половиной часов, к которым я приготовился, на которые морально настроился, все мероприятие заняло около двух, и это вместе с общим финалом в театральном зале, непосредственно же т.н. "бродилка" - чуть более полутора. Мне потом говорили - на первых представлениях кому-то три с половиной часа показалось очень долго. Наверное, но кому-то и полтора - долго. В принципе, концепция Квятковского и его соавторов (Арсений Жиляев, Саша Лебедева, Анна Володина и др.) понятна минут за десять-пятнадцать и дальше можно уходить, если куда-то торопишься. Но в том и проблема, что помимо концепции "Норманск" просто отлично сделан - первый раз на моей памяти, когда формат т.н. "бродилки" художественно осмыслен и оправдывает себя на сто процентов, а не использован только потому, что сейчас так модно. А сейчас так действительно модно, только почти всегда дело сводится к профанации, а зачастую и к банальной скуке, чрезвычайно утомительной, в том числе и чисто физически. Не хочу никому лишний раз плевать в спину и указывать на самые одиозные примеры, но даже в целом удачный "Шекспир. Лабиринт" Театра Наций вышел далеко не ровным, и как раз "номера", поставленные Квятковским, в нем сильно проигрывали мини-перформансам Филиппа Григорьяна, Тимофея Кулябина и Славы Игнатова:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2814523.html

Для "Норманска" же и три с половиной часа, наверное, было бы мало, потому что все так точно хронометрировано, синхронизировано, ритмически выстроено, что очень обидно пропускать моменты, когда перформативное действо перетекает в драматическое или музыкально-пластическое, тем более что и музыка (композитор - Сергей Касич), и пластика (хореографы - Виталий Боровик, Евгения Миляева) хороши даже сами по себе, безотносительно к общему замыслу, а уж в контексте обстановки (художник-сценограф - Анна Шаронова, художник-куратор - Галя Солодовникова) работают просто отлично.
Знай я заранее, что после первых показов спектакль сократили, практически уполовинили, я бы, может, "бродил" активнее - хотя опять же не хочется пропускать ничего, совсем проходных эпизодов почти нет, а от прежних трех повторов каждой сценки осталось только два и лично я за полтора с лишним часа ни на один повтор ни разу не попал, а значит, довольно много осталось в стороне от моего спонтанного маршрута. А топография "Норманска" весьма обширна, включает в себя больничную палату, комнату допросов, квартиру Ирмы и Лолы, кафе-буфет (это помимо двух точек, где реально можно купить кофе с пончиками) и, в фойе большого зала, помещение для детских занятий. Но дети, мокрецы, доктор Голем, Банев, представители гражданских властей и спецслужб нигде хаотично не сталкиваются лбами - "логистика" просчитана безупречно. При этом в "бродилке" есть фрагменты более-менее факультативные, а есть концептуально важные, без них теряется смысл - например (это я зацепил в полном объеме) "творческая встреча" Банева с учениками "мокрецов", их дискуссия, где детки предстают не просто безвинными жертвами, но и, потенциально, маленькими монстрами, а после ухода писателя продолжают занятия в вокально-танцевальном режиме, и песенка их, между прочим, меня пробрала до жути.

К творчеству (с позволения сказать) братьев Стругацких у меня отношение вполне определенное, и после выхода пошлейшего в своей претенциозности фильма Лопушанского "Гадкие лебеди", а потом и после его появления в "Закрытом показе" на ТВ, я все, что о нем думаю, уже сформулировал:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1116992.html

И поскольку "бродильный" формат как таковой мне тоже не кажется панацеей от театральной рутины, поначалу я скептически отнесся к задымлению, затемнению, захламлению и прочим технически нехитрым примочкам, из которых создается пространство "Норманска", а когда еще и заставили надеть на голову противомоскитную сетку с шапкой (у меня же истерика начинается, когда дотрагиваются до волос), я совсем скис. Но очень быстро все эти элементы сложились для меня в художественно убедительное целое. В "Норманске", на том же, вроде бы, что и лопушанские "Гадкие лебеди" материале сочиненном, меня как раз поразило, что яркая театральная форма в значительной мере микширует все те благоглупости, которыми сверх меры напичкана убогая беллетристика Стругацких, обожаемая многими поколениями совпровтехевринтеллигентов. Собственно, в стругацкой писанине (которую невозможно назвать не только художественной прозой, но даже и беллетризованной публицистикой, как отчасти наследовавших им Сорокина, Пелевина, Быкова) нет ни серьезно разработанных сюжетов, ни полноценных характеров, ни свежих идей, а есть только умозрительные построения и жалкая философистика, то бишь словоблудие, оформленное в диалогах либо внутренних монологах с потугами на афористичность. В нелинейном же спектакле, где драматургия базируется не на последовательности событий и не на обмене персонажей репликами, а на присутствии и перемещения непосредственно зрителя в художественном пространстве, все то, что мне в Стругацких ненавистно, целиком теряется. И на первый план выходит именно театральная форма, пускай, допустим, в ущерб некоему предполагаемому (и фанатами Стругацких наверняка ожидаемому) "содержанию" - на самом деле то пресловутое "содержание" все равно яйца выеденного не стоит, тогда как форма оказывается и оригинальной, и увлекательной, и по-своему содержательной.

И, пожалуй, наибольшая неожиданность - способность актеров в рамках "перформанса" реализовать свои драматические возможности, в каких-то случаях буквально "по системе Станиславского". Чего стоит один только доктор Голем - исполнителя Дениса Ясика я не сразу узнал в этой роли, перевоплощение - "мхатовское", а как будто формат и не предполагает, достаточно только наметить, обозначить. Но драматические сцены (еще бы успевать на них на всех!) сделаны по всем законам психологического театра, а помещенные внутрь "тотальной инсталляции", созданной без избыточного натурализма, но подробно и достоверно, воздействуют оттого еще сильнее. Ну и музыка, хореография, не говоря уже про сценографию, костюмы (те же "мокрецы" - в тряпье, с наростами) - все на высшем уровне, одно к одному. Перед создателями опуса снимаю шапку вместе с противомоскитной сеткой, хоть правилами поведения в "Норманске" это и строго воспрещается под угрозой удаления со спектакля.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment