Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Последствия любви" реж. Паоло Соррентино, 2004

- Почему вы всегда требуете, чтобы деньги считали люди, а не счетные машинки?
- Никогда не надо терять веру в людей, господин директор. Это было бы большой ошибкой.

Ничтожность современного итальянского кино признается по умолчанию повсеместно, а иногда и лишний раз громко подчеркивается - между тем среднее качество итальянской кинопродукции гораздо выше, чем, скажем, французской или испанской, а отдельные фильмы порой способны и удивить, и восхитить, как совсем недавно - "Лето Джакомо" Алессандро Комодена. Да и простенькие вроде бы комедии, вроде тех трех картин, что мне удалось посмотреть в рамках заканчивающейся "Феличиты", оставляют скорее приятное впечатление, и каждая на свой лад любопытная. Учитывая, что к кинематографу т.н. "итальянского золотого века", всем этим фелини-пазолини-висконти-антониони и проч. я отношусь без особого почтения и ничего в них, особенно в Висконти, для себя не нахожу (если уж на то пошло, то в этом периоде из итальянцев мне гораздо милее Эрмано Ольми, а пуще того - Дино Ризи, вот это дело), то итальянское кино сегодня мне в каком-то смысле интереснее, чем вчера. Но даже в этом не самом худшем контексте Паоло Соррентино, по моему мнению, занимает особое место. Прогремев с "Великой красотой", он все равно не попал в "гении", да и не надо. Но фильмы его отличаются таким своеобразием мышления, что не только по итальянским, а и по мировым меркам следует признать его значительным художником.

"Великая красота", допустим, тоже не шедевр - но это, на самом деле, гораздо больше, чем шедевр, это кино, которое, что называется, "всегда с тобой", и мало какая признанная хрестоматийная картина заслуживает подобной характеристики, а "Великая красота", помимо того, что захватывает и запоминается, еще и доставляет непосредственно в процессе просмотра огромное наслаждение, что совсем уж редкость:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2678842.html

Но еще до "Великой красоты" Соррентино блеснул (его американский опыт я не беру) "Изумительным", весьма неординарной кинобиографией бывшего премьер-министра Итальянской республики Джулио Андреотти, и вынесенный в заглавие эпитет в той же степени относится к фильму, сколь и к его герою:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1993627.html

То же касается и актера: изумительный актер Тони Сервилло - исполнитель главных ролей во всех значительных работах Паоло Соррентино последних лет, писатель Джеп Гамбарделла в "Великой красоте", политик Джулио Андреотти в "Изумительном", в "Последствиях любви" он играет незадачливого финансиста Титто ди Джероламо. Бывший брокер, когда-то инвестировал миллиарды, в том числе и для Коза Ностры - неудачно, бандиты его пощадили, поселили в отеле на территории итальянской Швейцарии. Восемь лет отдельно от семьи, бывшей жены и троих детей, он так же регулярно, как еженедельно по средам на протяжении 24 лет делает себе укол героина, передает чемодан с огромной суммой денег в банк на подставной счет, открытый на его имя, но принадлежащей мафии.

Вообще-то итальянская Швейцария при любом раскладе - это живое воплощение мечты, и даже скромный двухместный (но на одного, если только разбитной братец на ночь заскочит изредка) номер в скромной гостинице рядом с озером и горами - просто сказка, но для героя, прожившего так восемь лет и развлекающегося лишь карточными проигрышами соседу по гостинице, старому шулеру, чьи склоки с женой Тито подслушивает сквозь стену, они обернулись мукой. Накануне 50-летия Тито позволяет себе обратить внимание на горничную-иммигрантку, и рутина дает сбой: герой пропускает героиновый укол и присваивает 100 000 из мафиозного чемодана, покупая на украденные деньги красивое авто для своей новой девушки. Счастья это, впрочем, никому не приносит, и последствия не замедлят сказаться - правда, мафия утопила Тито в бетоне не за эти несчастные 100 000, а за целый чемодан, который пытались украсть курьеры. Тито успел убить воров, но деньги в результате достались не ему и даже не девушке, а все тем же старику и старухе из комнаты через стену.

Криминальная мелодрама с прививкой абсурдистской комедии, в отличие от вспоминающихся не раз по ходу братьев Коэнов, лишена свойственной последним иудейской метафизики, да и юмор, присущий Соррентино - не "черный", как у Коэнов. В "Последствиях любви", в отличие, например, от "Игр джентльменов" или "После прочтения сжечь" иррациональное берет верх над рациональным, абсурд над логикой, случай над расчетом не потому, что жизнь так устроена, а просто потому, что так уж вышло. В итальянском варианте это получается более легко, без философских выводов, но и более лирично. В фильмах Соррентино при желании легко найти следы Феллини, Висконти, даже (в "Последствиях любви" особенно) Антониони,
но каждая из его вещей - модель "индивидуальной сборки". "Последствия любви" при нехитром сюжете и отсутствии всякого экшна завораживают, гипнотизируют своим замедленным ритмом, который во многом определяется сюжетными лакунами (как раз несколько по-антониониевски) и, под конец, нелинейной хронологией. Не каждое великое произведение парадоксально сочетает в себе особенности, присущие фильмам Соррентино, когда одновременно поскорее хочется узнать, что будет дальше, но на каждом шагу возникает желание остановить мгновение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments