Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Я люблю" реж. Леонид Луков, 1936

Самый "хитовый" фильм Лукова "Два бойца" благодаря песням в исполнении Бернеса сегодня, пожалуй, больше на слуху и на памяти, чем "Чапаев". Часто показывают и "Разные судьбы", хотя это ужасно официозная поделка, но там актеры - на подбор. А "Я люблю" мне впервые попался на глаза. Я только не понял, почему он называется "Я люблю" - это, конечно, символично и духоподъемно, но последняя фраза, которую в картине произносит мальчик, шахтерский внук, угрожая хозяину - "Я подрасту и обязательно убью тебя, пузатый!", так что "Я убью" и в заглавии подошло бы лучше.

"Я люблю" снят по сочинению А.Авдеенко, а тот, в свою очередь, писал "под Горького", как все т.н. "пролетарские писатели" тогда старались. Поэтому по жанру это "семейная сага". Дед Никонор - первое поколение шахтеров из бывших крестьян, хозяин шахты дал ему тесу для постройки хибарки в гнилом овраге, и с нее начался рабочий поселок. Никонор обладает колоссальной физической силой, но не отличается пролетарской сознательностью и готов рисковать здоровьем за лишние 50 копеек в аварийной шахте. А когда становится старым, с шахты его все-таки гонит - для Никонора это оборачивается безумием и смертью. Сын его Остап - тоже простак, но ему повезло больше, потому что что водит знакомство с партийцем, и тот старается вовлечь его в "организацию". А основные надежды, понятно, связаны с внуком.

Очень интересно сделанная визуально (без подражания "Земле" Довженко, но наверняка под влиянием, "Я люблю" тоже снималась на украинской студии), картина строится на противопоставлении мрачных замкнутых пространств забоев и светлых безграничных степей. Эпичности придает использование песенного фольклора, прежде всего - специфических шахтерских песен, и в том числе "Нас извлекут из под обломков", после войны переиначенную. В фильме поет даже подлый и похотливый мастер, и что поет - тоже характерно: "Шумел камыш". Этот мастер с его влечением к маленькой Варе - самый карикатурный здесь персонаж (в еще большей степени, чем владелец шахт). Любой мой ровесник (и старше без верхней возрастной планки) знает, кто такая Гуля Королева - нас в школе заставляли читать "Четвертую высоту", и нынешних малолеток, наверное, заставят снова, им ведь тоже надо внушать, как легко и радостно подыхать "за родину". Вот как раз Вареньку, объект вожделения сальноволосого мастера, Гуля Королева в "Я люблю" и играет. Вообще пристрастие буржуев к несовершеннолетним девочкам - чисто горьковский мотив, встречающийся в его прозе и пьесах с нездоровой навязчивостью, и Авдеенко явно берет его оттуда.

Но самая видная во всех смыслах фигура в фильме - все равно дед Никонор, бездумный богатырь, попусту растративший свою силу. К середине 1930-х еще жива была, а не только искусственно гальванизировалась, как позднее в 1970-е, комиссарская иллюзия: если приложить сознательную волю к этой звериной силе, то выйдет нечто небывалое и грандиозное. Что из этого всегда выходит, казалось бы, сегодня должно быть ясно каждому - но иллюзии не развеиваются, а наоборот, крепнут до полного маразма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments