Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Мир Дали" в "Sunlightstudio"

Похожий мультимедийный проект, посвященный Ван Гогу, некоторое время назад привозили в "Арт-плэй", но туда я не ходил и не видел в этом смысла: Ван Гог - великий художник, и если знакомиться с его творчеством - то посредством полотен, а когда подлинники недоступны - в крайнем случае, репродукций, но никак не сомнительных аттракционов. Сальвадор Дали - несколько иное дело, не каждый назовет его великим, тем более художником. Однако в своем роде Дали - явление грандиозное и уникальное, но вместе с тем - не чисто художественное, он сам себе - арт-объект, миф и часть мировой поп-культуры, массовик-затейник, гениальный шарлатан. Правда, в личности Дали гениальность и шарлатанство соединялись гармонично, в проекте же "Мир Дали" изначально заложен явный перекос. Но все равно - если уж кого-то из художников подавать подобным образом, через мультимедийное шоу - то более подходящей кандидатуры, чем Дали, не найти, а что касается собственно его искусства - очень кстати среди реплик, возникающих на экранах, присутствует высказывание Лорки о друге-художнике: "Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты, потому что тоскует о точном и вечном".

К тому же и место презанятное: годами я езжу мимо "Электрозавода", а в последнее время еще пристрастился гулять по набережной Яузы с изнаночной его стороны, но никогда, естественно, внутри не бывал. Пространство "Sunlightstudio" обустроено как раз в одном из корпусов "Электрозавода", и только ради места стоило бы его посетить. Галерея - на шестом этаже, точнее, вход в нее, потому что часть помещений - еще выше по лестнице. Там можно устраивать крутейшие мероприятия. "Мир Дали", однако - событие только по рекламной кампании вокруг него громкое, а буквально - камерное и спокойное: публика сидит на диванах, пуфиках или стульях (кому что досталось), а на экранах по стенам, по полу, по всем помещению идут видеопроекции под музыку, и поверх картинок время от времени возникает усатая тень с тросточкой, наподобие церемониймейстера. В саундтреке соседствуют Канчели и Пьяццола - вряд ли продуманно, хотя музыка Канчели взята из грузинского телефильма "Житие Дон Кихота и Санчо", а Дали также разрабатывал данный сюжет; Пьяццола - ну просто эффектная музыка, хотя опять же, родственная культура ("испанский мир", если пользоваться сегодняшней геополитической модой).

Основная видеопрограмма рассчитана на 45 минут и представляет собой беглый обзор живописного творчества Дали, разбитого на 7 хронологических периодов, перемежающихся короткими справками историко-искусствоведческого характера и цитатами из "виновника торжества", то есть "просветительский" посыл - налицо (хотя лично я его и не разделяю обычно). Что касается непосредственно видео - оно складывается, как коллаж, из картин и отдельных, вынутых, как из мозаики, образов с тех или иных полотен. Сказать по правде, визуально, технически мне доводилось видеть и более изысканные решения похожего рода - взять хотя бы трилогию AES+F, не говоря уже о том, что в последнем случае предлагается еще и оригинальный художественный контент. Но кто никогда Дали в музеях не видел (а в постоянных экпозициях российских музеев его нет - ничего и нигде), тому, наверное, будет интересно. Я же развлекал себя, вспоминая, где и что я видел из произведений, всплывавших на проекции: только в нынешнем году, вот считай что на днях - "Лицо Войны" в Амстердаме (показавшееся мне ужасно вульгарным по замыслу), чуть раньше в Мадриде - "Загадку Гитлера" (с оплывшей фаллообразной трубкой") и "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения", в прошлом году в Вашингтоне - "Тайную вечерю", а еще раньше в Брюсселе - "Искушение святого Антония", которое запомнилось мне больше всего, потому что там же, в Королевском музее, помимо "Святого Антония" Дали в разделе искусства 20-го века на нижнем этаже, выше в основной коллекции аналогичный сюжет представлен полотнами Босха и Брейгеля, так что при желании Босха, Брейгеля и Дали можно расположить рядом, и вот это была бы фантастика без всяких технологических заморочек!

Информационно обедняет проект отсутствие подписей к конкретных работам - Дали как никакой другой художник "повествователен", и неслучайно названия многих его картин столь пространны, в них заложен своего рода нарратив, порой очень развернутый - воспринимать их исключительно "на глаз" и трудно, и эффект неполноценный. Также к сожалению, для видеоинсталляций использована только живопись Дали: о сотрудничестве с Бунюэлем и Хичкоком лишь упоминается, но ни одного кадра в видеоряд н попало, про графику, офорты, скульптуру, декоративно-прикладной аспект можно забыть - так что "Мир Дали" звучит несколько громче и обещает больше, чем есть на деле. Зато в комплекте к мультимедийной инсталляции прилагается в комнате этажом выше интерактив на любой вкус - типа "нарисуй сам", фотокабина в соответствующем тематике проекта духе, и чуть ли не мастер-класс игры на лютне - это удовольствие в первую очередь для детей, благо ревнители православной нравственности с топорами сюда пока не добрались и доступ к Дали-аттракциону не имеет ограничений по возрасту.

UPD
А без "Андалузского пса" все же не обошлось, только его не включают нарезкой в основную инсталляцию, а крутят отдельно в пространстве этажом выше, где бар, батут и фотокабина - я в этом убедился, когда следующим вечером пришел туда на вечеринку. Жалко только, что мероприятие охватывало исключительно пространство экспозиции, а не студии в целом, вот это было бы шикарно. И фильм Бунюэля чередуется с каким-то мультиком, где образы Дали анимируются примерно так же, как в данном выставочном проекте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments