Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Танец реальности" реж. Алехандро Ходоровски в "35 мм"

Когда я впервые посмотрел "Танец реальности" на ММКФ, то обещанный выход фильма в кинопрокат показался мне невозможным:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2865875.html

Тем не менее картина-таки вышла, пускай по-тихому, и уже три недели идет, не собирая, по моим наблюдениям, сумасшедших аншлагов, а все же возможность пересмотреть представилась, и глупо было ей не воспользоваться. Это ведь неправда, что кино в большом количестве утомляет - утомляет плохое кино, причем в любом количестве и любой продолжительности, тогда как "Танец реальности", который длится больше двух часов, и второй раз увидеть - одно удовольствие. Своей работой Ходоровски ненавязчиво, как бы невзначай опрокидывает сразу множество мифов и штампов. Например, что к старости даже талантливые режиссеры впадают в маразм - на самом деле, конечно, это отмазка для бездарностей, которые и в молодости бездарностями были, а Ходоровски в свои 85 лет только достиг расцвета. Или что ничего уже нельзя, кроме вторичной пошлости, сказать о детстве, о еврействе, о жизни в захолустье - темы-то да, избитые, но так, как Ходоровски в "Танце реальности", до него о них не говорил никто. Он легко соединяет балаган с мистерией, реалии собственной биографии и политической истории Латинской Америки с плодами собственной, ничем не скованной фантазии, довольно грубый порой натурализм (мать мочится на заболевшего чумой отца и исцеляет его; отца пытают в застенках диктаторы, прикладывая электроды к яйцам; про безруких-безногих инвалидов-шахтеров лишний раз не вспоминаю) с нарочитой условностью, даже театральностью, прямолинейность до наивности - с поэтическими метафорами. Причем и метафоры у Ходоровски - одновременно и просты, и оригинальны. Самая знаковая, которая может служить аллегорией его собственного художественного мышления - камень на воздушных шарах: чтоб отправить весточку канувшему в неизвестность отцу и мужу, мать и сын, поплевав на булыжник, привязывают его к нескольким белым шарикам, и камень, подхваченный ветром вопреки всем законам логики и физики, но не искусства и не здравого смысла, летит и падает на шиферную крышу хибары, где у горбатой карлицы завис в беспамятстве после неудачного покушения на диктатора Ибаньеса полупарализованный Хаим Ходоровски - так же и камень, пущенный Алехандро, с помощью простых надувных шариков попадает точно в цель. Или еще один образ, синтезирующий мистику с иронией, доведенной до гротеска, до откровенного цирка - уже на финальных титрах: карлик, на протяжении фильма в разных нелепых нарядах рекламировавший магазин Каса Украина, где сталинист и мелкий лавочник (гротеск, парадокс, соединение несоединимого - на каждом шагу! но при этом - разве мало в мире буржуа-сталинистов?) Ходоровски-отец торговал женским бельем, под конец одет в белый хитон и, с проволочным нимбом над головой, переливает воду из стакана в стакан - а перелитая вода оборачивается вином, которое карлик и выпивает, вот такое примитивное евангельское чудо в уродливо-нелепой, смехотворной "обертке", но вместе с тем - абсолютно подлинное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments