Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Berlinale Shorts" в "35 мм" реж. Мираи Мицуэ, Петрос Сильвестрос, Билли Ройз и др.

Я легко могу поверить, что другие короткометражки в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля были еще хуже, но и в этой подборке ловить, за единственным исключением, практически нечего. Работы легко разделить на вычурные, практически без исключения бессмысленные псевдоэкспериментальные формалистские экзерсисы и "простые человеческие истории", причем обе вещи, которые составляют вторую группу, представлены Британским киноинститутом, что тоже симптоматично.

Что касается первых - это, как писали в перестроечной прессе, надо просто "пере-жить". Австрийский "Оптический звук" - коллаж из множества коротких кадров, вырезанных из открывающих титров классических фильмов, снятых на 35-мм пленку: идея - показать "то, что обычно остается скрытым от зрительского взгляда", выстроив его в некую ритмическую аудио-визуальную последовательность, но такой опыт даже как видеоарт неинтересен, а к кино не имеет отношения вовсе. Немногим более - "Темная комната" Билли Ройз, мелькающие вспышками случайно выхваченные куски интерьера кинотеатра, кинозала. Японское "Чудо" - примерно то же самое, грубо говоря, фуфло, но светлое, цветное и под веселенькую бодрящую музычку, в силу чего коллаж (только не последовательная смена кадров, как в "Оптическом звуке" и "Темной комнате", а перетекающие одно в другое изображения) из 8 760 работ некоего японского художника, нарисованные за 365 дней - нечто отдаленно напоминающее полотна Миро и скульптуры Арпа - хотя бы физически легче смотрится. Корейская анимированная графика "Любовные игры", по крайней мере, на общем фоне что-то из себя представляет, хотя и отталкивает ложной многозначительностью - по сути-то опус примитивный: черно-белые фигурки мужчины и женщины на расстеленном коврике "играют" в чайную церемонию и тому подобные бытовые ритуалы, а предполагается, что между ними развиваются отношения, в которых скрыты боль и насилие - чисто азиатская фигня.

Особняком с подборке стоит тоже черно-белый и неигровой опус "Три камня для Жана Жене" с участием Патти Смит - старая дура рассказывает, что очень хотела привезти для Жене камни из тюрьмы в африканском Танжере, где он хотел бы отбывать срок, но не успел, потому что тюрьму закрыли незадолго до его первого приговора. А она не успела ему камни, специально отысканные в 1981-м, передать, потому что он умер в 1984 году, и только в 2013-м положила их ему на могилу. Все надо делать вовремя, это безусловно, потому что даже тюрьмы не вечны, не говоря уж про людей, но в плане кинематографической выразительности эта претенциозная чушь не стоит выеденного яйца, а ее примитивное содержание лично у меня вызывает лишь усмешку (при том что к персоне и творчеству Жене я отношусь, конечно, если не с пиететом, то по меньшей мере с серьезным интересом, не то что к Патти Смит).

Британские короткометражки - совершенно иное дело. Но одна из них, "Майк", отмеченная в Берлине "хрустальным медведем", мне показалась пусть и трогательной, но уж очень простецкой. Подросток Майк привез брата Джека в парикмахерскую, долго ждал, потом зашел искать, а Джека там и не видали, но старый цирульник позвонил матери братьев и та приехала, они сидят в машине, а на столбе рядом - венок и фотография погибшего Джека. Понятно, что отсутствие информации об обстоятельствах смерти мальчика и возможной, предполагаемой вины в ней старшего брата должны усиливать психологическое напряжение - на самом деле усиливают они только скуку.

"Титьки" - единственное более-менее полноценное кино в этой программе, которому, однако, тесно в коротком метре, идею развернуть бы в нормальный фильм, что-нибудь типа "Субмарины". Герой "Титек" - тоже подросток, у него в связи с т.н. "переходным возрастом" наблюдается временный гормональный сбой и растут те самые пресловутые "титьки". Мальчик ужасно стесняется, перетягивает грудь ремнем и выдумывает нелепые отмазки, чтоб не ходить в бассейн. Переломным моментом становится предложение одноклассника, торгующего порнушкой: тот, шантажируя героя, хочет его потрогать. Герой не просто отказывается под предлогом, что это "по-гейски", но моментально преображается и избавляется от комплексов - и вот эта слишком резкая перемена меня покоробила, хотя в остальном, и тем более в сравнении с прочими короткометражками, "Титьки" - интересная, умело сделанная и небессмысленная вещь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments