Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Вкус Америки" реж. Ефим Грибов ("Окно в Европу")

Это уже вторая экранизация улицких "Веселых похорон" - первая была показана шесть лет назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1184567.html

Примечательно, что "конкурирующий" с более "патриотической" фокинской версией "Вкус Америки" снимался в то же самое время, только в Нью-Йорке - типичный пример кинематографического долгостроя. Но проблема, конечно, не только в трудностях производства картины. Проблема начинается с материала - проза Улицкой настолько примитивна, что при буквальном перенесении на сцену или экран окочательно теряет видимость содержательности, присущую (но именно что видимость, иллюзия) до некоторой степени ее книгам в печатном виде. Фокин предпочел превратить "Веселые похороны" в приближенный к телеспектаклю карнавал-ревю, Грибов шел другим путем, но прибыл примерно туда же: манной кашей размазанная на два часа банальность, попытки разнообразить унылое действо изобразительным калейдоскопом, оживить монтажом, и необычайно разношерстный актерский состав, где нашлось место телекомику Семену Стругачеву, клоуну Леониду Лейкину, хорошей театральной актрисе Юлии Свежаковой, удивительной и легендарной Екатерине Голубевой, а также Эре Зиганшиной. Последней досталась роль православной знахарки, "простой русской женщины", обещающей тяжело больному художнику-эмигранту Алику, а вернее, его жене Нине, исцеление в случае крещения. Алик (Стругачев) неизлечимо болен, и хотя окружен друзьями (в том числе трогательным Фимой, которого играет Лейкин), а пуще того - разнообразными женщинами (от старой возлюбленной по Ленинграду Ирины-Наташа Грегсон-Вагнер до свежеприбывшей в Америку Валентины-Юлии Свежаковой), и умирать ему совсем не хочется, но и креститься он не согласен.

Между тем, видимо, для режиссера момент религиозного, мировоззренческого выбора представляется в этом сюжете центральным - образам "батюшки" и раввина он уделяет много внимания, равно как и постоянно возвращаясь к написанной Аликом картине на мотив "тайной вечере" с плодами гранатов вместо людей за столом, хотя название фильма тоже не забывает оправдывать - Алик то и дело говорит про "вкус Америки" применительно то к хот-догам, то к вафле - на что ему пеняет выросшая в США и не говорящая по-русски Майка, дочь Ирины от Алика, в чем Ирина признается дочери только после смерти главного героя. Улицкая, понятно, тоже про "веселые похороны" писала не в прямом значении, но в фильме Грибова веселья совсем уж мало, он нудный, унылый, псевдомногозначительный, во многих моментах откровенно фальшивый. Единственное, что в нем есть подлинно интересного - Екатерина Голубева в роли Нины: уникальной актрисе так идет (шел, увы...) эксцентричный имидж ее героини, эти странные прически и макияж, сиамская кошка на руках - к сожалению, такого рода декоративные элементы ни от скуки, ни от бессмыслицы не спасают, а лишь слегка разбавляют тоску, отнюдь не ностальгическую.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments