Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Окно в интернет": "Расфокусин" реж. Оксана Михеева и др. ("Окно в Европу")

Подобный интернет-конкурс проводится второй год, и в прошлый раз я тоже ходил на показ финалистов, причем остался очень доволен увиденным:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2640403.html

Поэтому и сейчас, когда присланных работ было в семь раз больше, надеялся посмотреть что-нибудь в любом случае предпочтительное в сравнении с "Василисой" Сиверса на большом экране. Но оказалось, что количество отнюдь не склонно переходить в качество, и мало того: смотреть всякую чушь я еще готов, но впридачу еще и слушать всякую чушь - это уже слишком. Порывался уйти и досидел до конца только ради "Расфокусина", который шел последним из пяти работ, с перерывами на "обсуждение" (это когда старые улыбчивые маразматики вторят молодым воинствующим идиотам). Рядом со мной, в довершение эффекта, сидел Лена Голубков собственной персоной - артист В.Пермяков снимался в самой одиозной из прошедших отбор короткометражке, но он хотя бы, пофоткавшись в начале на фоне зала, сразу заснул и молчал, безрезультатно подавая пример более активным единомышленникам.

Из пяти опусов один я даже видел раньше - мультик Вики Приваловой "Как Гоголь "Нос" написал. Он мне и первый раз н понравился -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2789651.html

- и со второго захода я его не полюбил, "хармсовская" история скудоумна и нарисована не ахти, но, по крайней мере, девушка Вика, пусть не лишенная ложного самомнения, все же частично да вменяема, не в пример прочим.

Приваловский гоголь-моголь победил по результатам зрительского голосования, а по версии жюри главный приз достался 8-минутной философической кинопритче "Открытая дверь", где мимо мужика в длинном коридоре ходит туда-сюда девочка с накладными ангельскими крылышками. Но и "Открытая дверь" (из комментариев куратора программы Алены Сычевой стало ясно, что работа никому на самом деле не понравилась но оказалась в фаворитах в результате компромисса разнонаправленных интересов) - еще не самое главное зло: поделка претенциозная, псевдозначительная, но безвредная в сравнении с плодами усилий воинствующих бездарностей, возомнивших себя светочами высокой культуры.

"Сила детства" Владимира Тихомирова - экранизация одноименного грошового рассказика позднего Л.Толстого про события революции 1905 года, когда мужики собираются прикончить офицера, стрелявшего по ним, но у офицера есть маленький сын, а у сына нет матери, и чтоб не пугать ребенка, народ соглашается поддержать офицерскую игру в "жмурки" прежде, чем застрелить обидчика, после чего предводитель ватаги делает вид, будто у него ружье не в порядке, а потом стихийно возникает желание простить убийцу. Народного вожака как раз и играет Голубков-Пермяков с грубо налепленной черной бородой, но опять-таки не Голубков - главное зло. Я еще не знал, когда Тихомиров нападал на Привалову за ее "бездуховного", "опошляющего русскую классику" несчастного "Гоголя-носа", что это режиссер, который сделал вот такое. Уверен, что нечего русским равняться на американцев, нигде никогда не учился и не считает нужным, но в следующий раз собирается экранизировать "Отца Сергия". Не знаю, почему сразу не "Анну Каренину"? А Сергия будет тоже Леня Голубков играть? Они вроде нашли друг друга. Тем не менее не кого иного, как Тихомирова можно назвать "будущим Бондарчуком" - да у него уже и сейчас, в "Силе детства", маленький персонаж (отвратительный, непереносимо мерзкий ребенок) бегает с криком "папка, родненький!" - впрочем, не факт, что этот самый Тихомиров видел хотя бы "Судьбу человека".

В связи с увиденным и услышанным на "Окне в интернет" я вспомнил фильмы, где евреи поддерживают художнические потуги юного Гитлера, дают ему полезные советы и, понимая его бесталанность, все же считают, что пусть лучше рисует - может, через искусство станет более благородным человеком, если уж не великим художником. То, что из Гитлера не вышло большого художника - хорошо известно, но также хорошо известно, что это еще не самое страшное последствие усилий прекраснодушных евреев в их попытках чему-то научить Гитлера - научился он в итоге совсем не тому, на что рассчитывали эти милые люди.

Ну ладно, два из пяти конкурсных опуса все-таки порадовали. "Бабуля Майкла" - тоже любительский двухминутный мультик, черно-белая графика, присланная самородком Евгением Котовым из какого-то вологодского села - не гениальная, но симпатичная, ненавязчивая и ни на что не претендующая, как и сам отсутствующий Котов: просто мальчик сидит с пультом, а бабка ходит туда-сюда по нажатию кнопки под песенку Майкла Джексона. Не то чтоб животики надорвешь - но забавно и без морализаторства.

Против победы "Расфокусина" Оксаны Михеевой категорически выступил председатель жюри конкурса Арсений Гончуков - что меня крайне огорчило: и сам факт "непобеды" фильма, и то, что Гончуков так решительно настроен, судя по его собственным картинам, я был о его вкусе лучшего мнения. Безусловно, и в "Расфокусине" нет ничего выдающегося - но есть лирика, есть ирония, есть определенный (очень условный и размытый) социальный контекст. Есть банальный, вторичный, но какой-никакой сюжет: молодой ученый Павел изобретает средство, делающее человека невидимым, и его подруга Лизон случайно выпивает опытный образец снадобья, после чего исчезает, а парня подозревают в убийстве, и тогда, не успевая "расколдовать" девушку, он принимает средство сам - они призраками продолжают жить и любить друг друга в опечатанной квартире к недоумению соседей и ментов. Да, еще в "Расфокусине" есть замечательнй актер Александр Яценко, играющий главную роль. В ней много чего есть - и необходимая, столь драгоценная сегодня легкость дыхания, и стиль, и ритм. Много чего нет - тоже нельзя не признать. Но все-таки "Расфокусин" из представленных работ настолько явно выше всего остального (да и мудрено ли подняться над Леней Голубковым в искусственной бороде?!), что он и оставшись без приза (зрители за него тоже голосовали неактивно, один из присутствующих небезосновательно предположил: 17 минут для интернета - слишком "длинно"... какой кошмар, если вдуматься!), все равно свою порцию дополнительного внимания получил. А вот то, что незаслуженно в фокусе оказалось заведомое говно, да еще претендующее на то, чтоб научить человечество, как надо жить - это непростительно и неприемлемо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments