Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Последнее лето" реж. Евгений Звездаков ("Окно в Европу")

Поначалу кажется, что кино простовато, но небезнадежно - внушает оптимизм и явное владение режиссера основами профессии (пускай руку он набивал и не на самого высокого пошиба сериалах), и свежие мордашки молодых актеров (особенно Алексея Веселкина с его страдальческим взглядом и очень интересного Матвея Зубалевича), да и сюжет до какого-то момента в известной степени увлекает, показавшись неординарным. Костя - сын богатых родителей, мама у него, правда, непонятно где и в кадре ни разу не появляется, а отец вроде бы готов о сыне позаботиться, да только сыну это не нужно. Учится Костя в финансовом, живет в хорошей квартире, машина у него есть, но умерла девушка, а ее можно было спасти. Пытался газом отравиться, ужа натянул мешок на голову - отец спас. Вместо благодарности родителю Костя затаил еще большую злобу. А тут подвернулся случай: пошел Костя в клуб развеяться, снял девушку, привел домой, а девушка подсыпала порошка в выпивку, открыла дверь друзьям, вещи они вынесли, очнувшемуся Косте дали по голове, а рожу разрисовали клоунским гримом. Обидчиков Костя быстро вычислил, но не стал разоблачать, а попросился в банду и стал вместе с ними грабить "барсиков", расписывая им физиономии под клоунов (такой фирменный знак, типа "черной кошки"), пока не добрался и до родного папы.

Богатый образованный мальчик, подавшийся в бандиты от личной драмы, а не ради адреналина в крови, не из жадности и не ради садистских утех - это, в принципе, любопытно, если б развить мотив. Да и предводитель шайки по кличке Санчез не так прост - то и дело начинает декламировать Бродского ("гений, сука!"), а иной раз и вирши собственного сочинения. Ксю - та, что подцепила Костю в клубе - начинающая актрисулька, отсутствие талантов компенсирующая отсутствием комплексов, но все-таки мечтающая о карьере. Пельмень - боксер, и даже Щука, хоть и законченный инъекционный наркоман - тоже не совсем отморозок. Но не раскрывая характеры, не углубляясь в подоплеку событий (откуда такой поэтический Санчез со своим Бродским взялся, к примеру?), режиссер гонит сюжет по кругу. Костя наводит банду на своих однокурсников, один оказался геем - тогда Санчез подменяет Ксю. Другой "барсик", помощник депутата, откинул копыта при ограблении - рэкетир Рэд, связанный с местами, отмазывает компанию Санчеза на деньги, которые Костя берет у ограбленного им же папы - и папа дает. Ксю и Пельмень перебегают к Рэду. Залегают на дно - и снова срываются. Ксю попадает в тюрьму и сдает Костю - Костин папа нанимает им адвоката. Кинутый Костей Санчез снова связывается с Щукой, ушедшим от сдувшегося Рэда. История закольцовывается окончательно, когда Костя знакомится с Милицей - милой Милой из Хорватии, и пока он уходит за продуктами, на квартиру к нему заявляется уже ставший вслед за Щукой наркоманов Санчез, чтоб грабануть приятеля, и убивает Милу выстрелом в спину. Вернувшийся и заставший его на месте Костя, в свою очередь, убивает его ножом - жестоко, тупо и, в общем, абсолютно бессмысленно, несмотря на навязчиво проводимую режиссером через весь фильм "мораль".

Ну да что мораль - я вот пока не успел проконсультироваться с Князенькой, но уверен, что он скажет: Костя и Санчез на самом деле друг друга тайно любили, просто побоялись друг другу признаться, а стоявшая между ними Ксю - так просто, для отвода глаз. Это, конечно, легче всего посчитать шуткой, но, между прочим, в фильме есть эпизод, где мальчики стоят голышом у открытого окна, смотрят на дождь и Санчез читает стихи - сначала Бродского, потом свои: небось Ксюше он стихов не читал. Гомосексуальный мотив в фильме объективно присутствует и проявляется по меньшей мере двояко - во-первых, когда Санчез вместо Ксю сам идет "снимать" барсика-гея, а во-вторых, когда Костя с Санчезом от безысходности отправляются в парк "сниматься" сами и попадают в лапы богатого влиятельного клиента, которого, вместо того, чтоб его обобрать и смыться, вынуждены ублажить по его вкусу. Вообще работает Костя себе в убыток - не корысти ради, и если б не отец-выручалочка, его криминальная деятельность себя не оправдала бы, да и не оправдала в любом случае. Это отсутствие логики характеров, да и системы событий, при настойчивом морализаторстве, и отталкивает от фильма, который, приложи к нему побольше фантазии, поработай тщательнее - и мог стать оригинальным и значительным произведением.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments