Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Трофим" реж. Алексей Балабанов, 1995 ("Окно в Европу")

Вместо узбекского боевика про геологов, сражающихся в тайге с ряжеными бандитами и нарисованными тиграми, отправился на "Подоконник", посвященный памяти Балабанова. Когда документальный фильм С.Шолохова уже показывали в Вологде, я пришел разу к "Замку", понимая, что из себя представляет это произведение. Я не ошибся - от таких "поминальников" Балабанов переворачивается в гробу, а от перлов закадрового шолоховского текста вянут уши у всего живого. Я уже не говорю, что "Мне не больно" в представленной Шолоховым балабановской фильмографии вовсе не упомянут, и по его мнению, это связано с тем, что картина "проходная" - на это даже невозможно ничего возразить, а лучше сразу отойти, чтоб не возникло искушение затеять драку. И все-таки шолоховский фильм интересен постольку, поскольку в нем использованы интервью самого Балабанова разных лет - к сожалению, интервью опять-таки брал Шолохов, но не только поэтому Балабанов не говорит в них ничего значительного, ничего оригинального. Мне кажется, это очень характерно: будучи великим художником, настоящим, природным, а не "сделанным" гением, А.О.Балабанов высказался своими произведениями. Потому что златоустами в интервью обычно оказываются те, чьи фильмы (спектакли, книги, песни т.д.) невозможно ни смотреть, ни слушать, а Балабанову, по большому счету, вообще говорить было необязательно - что можно добавить к тому же "Мне не больно", к "Войне", да к любому его шедевру, включая и короткометражного "Трофима", которого мы посмотрели после импровизированной маленькой поминальной "попойки" (где блеснул детский поэт Ю.Г.Энтин, обратившись к Шолохову: "Я Балабанова никогда не смотрел, но после вашего замечательного фильма обязательно посмотрю, а пока хочу подарить вам свою новую книжку, она только что вышла, вы ее пока нигде не найдете, а я уже вам..." - и подписал на память).

Я вспоминал, как "Трофимъ" в рамках альманаха "Прибытие поезда" впервые был показан, как удивил, как выделялся среди прочих коротких опусов "многообещавших" на тот момент режиссеров. Очень давно не пересматривал "Трофима" и уже подзабыл, насколько он хорош - ничуть не уступает более популярным его шедеврам (а все фильмы Балабанова - шедевры, ни одной средней работы) - и насколько хорош Маковецкий в этой дикой бороде и парике. Но самое необычайное, как в такой короткой форме, в сочинении по случаю, в рамках альманаха к "дате" (столетию кино) Балабанов сумел высказаться и о взамоотношениях человека с историей, и о природе киноискусства, и одновременно - поведать частный криминально-бытовой случай - мужика, зарубившего топором младшего брата, застав его со своей женой. Трофим признается в этом сначала кондуктору в поезде, потом случайному собутыльнику в трактире, наконец, проститутке в борделе - и никто не приходит в ужас: ну убил мужик брата - бывает, а лучше б жену зарезал, баба же виновата, не брат. Балабанов из простого случая бытовой уголовщины разворачивает портрет России - забавный, пугающий и абсолютно достоверный. В то же время "Трофимъ" - это еще и кино о кино, так что появление в роли кинорежиссера, занимающегося подготовкой материалов о старом Петербурге, собственной персоной Алексея Германа (перед этим уже снимавшегося у Балабанова в "Замке") тоже знаковый момент.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment