Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пациенты" реж. Элла Омельченко ("Окно в Европу")

Мало-мальски смотрибельный фильм - уже подарок, а такое кино, подобного которому навскидку не вспомнить - радость, в которую трудно поверить. То есть похожие фильмы в разное время и в разных местах появляются - что-то наподобие снимал когда-то Тео ван Гог, в сходной стилистике и с аналогичными вопросами работают т.н. "независимые" американские режиссеры, но на русском языке - не могу найти примера. На статус шедевра "Пациенты" не тянут, кажется, в первую очередь потому, что режиссер сама не ставила задачу родить "шедевр", и это - отдельное достоинство ее произведения. Вместе с тем картина смотрится не просто с интересом, но с удовольствием, и очень легко, без напряжения, а после просмотра настоятельно требует осмысления.

Сергей и Леночка - супружеская пара, он - драматург, сочиняющий сценарии мыльных опер, а мечтающий о карьере Чехова и создании сонетов, она - актриса, рассчитывающая хотя бы озвучивать мультики, но начитывающая объявления станций для подмосковных электричек. Меж ними - разлад, средство от которого Сергей ищет у психоаналитика, а Лена - у православного батюшки. Юрий Геннадьевич советует Сергею развестись и освободиться, отец Сергий настаивает на сохранении семьи и необходимости терпеть, для чего хорошо бы повенчаться, ну или по крайней мере родить ребенка. Как ни странно, психоаналитик дает добро на зачатие, но беременность с токсикозом и сопутствующие капризы жены становятся для Сергея слишком трудным испытанием, и несмотря на старания батюшки герой из семьи уходит.

А дальше происходит важнейший в драматургии "Пациентов" поворот - супруги практически исчезают из поля зрения и на первый план выдвигаются психоаналитик с батюшкой. Сначала психоаналитик идет в церковь, а потом и батюшка - в кабинет к доктору. В результате батюшка отказывается от сана и идет работать "православным консультантом" в психоаналитический кабинет, доктор же спустя шесть месяцев готов бросить практику и, если уж не выучиться играть на балалайке, чем пренебрег в детстве, то хотя бы отречься от всего мирского.

Поразительно, насколько заведомо фарсовый, искусственный, условный сюжет убедительно разработан: сценарий Дмитрия Лемешева - высший сорт, он успешно избегает как идеологической заданности (какого бы то ни было вектора - нет ни уклона в "духовность", но нет и разоблачительной сатиры, особенно что касается образа отца Сергия: батюшки в новорусском кино - либо сусальные, либо, в лучшем случае, карикатурные - а здесь совершенно иное), так и потуг на афористичность, свойственных обычно "камерным" трагикомедиям, но при этом каждая отдельная реплика - весома и содержательна, а развитие сюжетных линий на каждом повороте преподносит сюрпризы, ломает схемы, преодолевает инерцию зрительских ожиданий но отличается, при всей парадоксальности, железной логикой. И вроде все просто, лаконично, без затей - а ощущение небывалого не покидает.

Идеальный кастинг, причем Павел Баршак (Сергей) и Тимофей Трибунцев (Юрий Геннадьевич) - прекрасные театральные актеры, но вот Дмитрий Мухамадеев, которого я тоже много раз видел на сцене, никогда не казался мне актером необычайного дарования, а здесь его роль отца Сергия - едва ли не самая интересная (правда, в титрах указано, что отца Сергия озвучивал другой артист, и я не совсем понял, в чем там дело). Марьяна Кирсанова (Лена) - чуть менее яркая работа, но это не неудача актрисы, просто так надо для общего замысла, и исполнительница точно выполняет задачу.

Конечно, к "Пациентам" придраться можно, труда не составит. Это касается как структуры фильма - например, легко обойтись без "весеннего" эпилога и без фантасмагорического, во сне Сергея, появления психоаналитика-расстриги в монашеском одеянии на фоне панорамы Иерусалима (лично я бы предпочел, чтоб фильм завершился ударом колокола, когда батюшка и доктор выпивают на брудершафт под колоколами), так и стилистике (пожалуй, в "Пациентакх", если рассматривать их как кино, недостаточно "кино", выразительные средства скупы и подчеркнуто традиционны). Но на простоту формы в данном случае пенять не хочется - пусть замысел оригинальнее воплощения, главное, что не наоборот.

Психоаналитик называет батюшку "священником от ума", предполагая (и угадывая), что в церковь он подался в силу определенных обстоятельств детства: отец - диссидент и алкоголик, напивался, бил мать, сын пожелал ему смерти, и на следующий день отца сбила машина. Того же рода упрек, по хорошему, следовало бы адресовать и самому психоаналитику, что он, собственно, и сделал, не дожидаясь ("врачу, исцелися сам"), а также и создателям "Пациентов", получившихся, при всех их неоспоримых достоинствах, избыточно рациональными. Но это и не "горе от ума" - это умное, ироничное, своевременное, а при кажущейся незамысловатости, не такое уж простое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments