Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Пассажир из Сан-Франциско" реж. Анатолий Бальчев ("Окно в Европу")

Режиссер вздыхал с облегчением: не надеялся, мол, что когда-нибудь закончит фильм. А я и вздохнуть не мог, потому что смотрел с ощущением, что фильм никогда не закончится. Стоически я высидел два с лишним часа, во втором часу ночи выполз из зала не понимая, на каком свете нахожусь. Даже "Кавказская пленница" далась мне легче - к ней я, по крайней мере, был готов, а что думать про "Пассажира" - даже не знаю. На сцену Бальчев вышел с Эльвирой Болговой, игравшей главную роль, и с Леонидом Лейкиным, который тут практически ни при чем, а просто друг режиссера - в СПб, куда Маковский едет со своей возлюбленной, ее ребенок идет "смотреть на клоунов". По такому принципу подобрано и сделано все остальное: что попалось под руку - то и на экран. И ведь обидно: потом с человеком общаешься - и неглупый, и образованный, и со вкусом (что вообще редкость не только среди режиссеров), но почему же кино у него такое?!

"Пассажир из Сан-Франциско" - не экранизация, конечно, рассказа Бунина, однако к Бунину проект все-таки имеет отношение: его герой Фил Маковский - бывший советский таможенник, эмигрировавший в США, читает и перечитывает "Господина из Сан-Франциско" Бунина, причем на английском, для пущей конспирации. А в фильме имеется по меньшей мере два эпизода, основанных на материале рассказа.

Живя в Сан-Франциско, Фил официально он занимается спортивным менеджментом, работает с хоккеистами, менее официально подвизается в наркоторговле - правда, до самого конца непонятно, в каком все-таки качестве. У Фила завязывается роман с московской таможенницей, матерью-одиночкой, приехавшей на морской курорт с маленьким сыном ради международной таможенной конференции. Фил приезжает после долгого перерыва в Москву, но его конечный пункт - Петербург, где профессор Штейман (Даниэль Ольбрыхский) синтезировал новое наркотическое вещество.

Бальчев говорил, что впервые представляет фильм как режиссер, до этого - только как композитор. Между тем и в композиторской его фильмографии я нашел всего два пункта, помимо "Пассажира из Сан-Франциско" - только сериал "Простые истины", и только-то. В любом случае еще один дебютант сделал беспомощную штуку, которую никто никогда не увидит - ну это по нынешним временам еще не военное преступление. Не понял я другого. Обычно дилетант, имеющий творческие амбиции, предлагает миру некое "высказывание", сугубо экспериментальное, замкнутое на себе самом. А "Пассажир из Сан-Франциско" - как бы жанровое кино, криминальная мелодрама. Только невероятно путаная, с нелинейной хронологией и до того невнятной системой персонажей, как будто их придумывали под воздействием каких-то особых препаратов. И когда на экране появился давно умерший Борис Хмельницкий, я про себя поблагодарил режиссера за предупреждение, что он упомянул долгий производственный процесс, а то я бы подумал, что у меня пошли глюки.

Действие постоянно мечется из прошлого в будущее с заходом в Бунина и обратно. Предыстория героини-таможенницы такова: ее сестру-фигуристку подставили на таможне, подменили чемодан, задержался, а она взяла да и покончила с собой. А таможенный начальник, который косвенно виноват в смерти фигуристки, взялся опекать ее сестру, и он влюблен в нее. Подстава связана опять-таки с контрабандой, большим боссом, но тоже до крайности невнятной, здесь выступает персонаж Валентина Смирнитского, "барин", связанный с международной мафией. С американской стороны появляется некий агент по борьбе с наркоторговлей, какова его непосредственная функция в сюжете - я тоже не разобрал. В настоящем все крутится вокруг Фила и его пассии, которая, с одной стороны, должна его разоблачать, а с другой - влюбляется, попутно стараясь отделаться от бывшего мужа-наркомана, у Фила же в Америке, в свою очередь, имеется бывшая жена и дочь-подросток.

Наконец, помимо криминала и лав-стори, процеженной через Бунина (вплоть до того, что к финалу возникает сновидческий теплоход "Иван Бунин", где везут в трюме гроб с телом героя), в "Пассажире" проходит еще одна ниточка, приводящая меня в полное замешательство, а для автора, видимо, важная: неоднократно всплывает информация, будто террористы в Беслане находились под влиянием наркотиков, причем, согласно сюжету картины, именно тем произведенным в ГРУ наркотиком, что постоянно упоминается, его производят, перевозят, ему пытаются противодействовать... Каким образом это все связано с Бесланом, при чем тут агент из Сан-Франциско, до какой степени драматичная предыстория сестры главной героини имеет отношение к последствиям Беслана - от всех этих несуразиц, запутанных логически и хронологически, кругом идет голова. А главное, совершенно невозможно уяснить, что нашел в этом материале дорогого для себя режиссер, если так долго тянул, тянул и вытянул проект. Зацепиться, кроме как за Бунина, вроде не за что - но тогда проще было Бунина взять и что-то с ним сделать, без наркотиков, спецагентов, бравых таможенников, мафии, эмигрантов и проч.

На пресс-конференции, правда, Бальчев упомянул, что кино запустилось по инициативе таможенной службы, выступившей своего рода "заказчиком" проекта, но вскоре "кинувшем" исполнителей-энтузиастов - и это, конечно, многое объясняет: таможня дает добро, а потом отбирает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments