Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Дар" реж. Сергей Карандашов ("Окно в Европу")

Вместе с "Крыльями" Лобанова "Дар" Карандашова презентовали год назад в рамках программы "возрождения "Ленфильма". Обе картины еще и как бы "для детей", но роднит их не только это. Неудача "Крыльев" предопределяется нехваткой у создателей кинематографической культуры, катастрофа "Дара" - ее избытком, приложенной неумно и некстати. В основе сценария "Дара", написанном при участии Ю.Клавдиева, главного "магического реалиста" в новейшем русскоязычном кино - сказочная повесть Александра Курляндского "Моя бабушка - ведьма". Неплохая, я слышал, повесть - сам не читал, но верю. Переименование "Бабушки-ведьмы" в многозначительный и ассоциирующийся с Набоковым "Дар" для создателей картины вряд ли случайно, как и выбор визуальной эстетики для ее реализации. Режиссер, похоже, вообразил себя Германом, причем, чтоб не мелочиться, сразу старшим: дымки, тени, котражуры и прочее операторской колдовство, предназначенное для создания "атмосфэры", собственно, становится главным содержанием произведения, нарратив же размывается до полного отсутствия связи между событиями, что призвана оправдать рамочная конструкция: все чудеса в решете, показанные на протяжении полутора часов - как бы сон заболевшего мальчика, если угодно понимать все так просто. В этом сне у мальчика неожиданно и необъяснимо пропала мама, зато появилась бабушка Поля в компании карликов-"лопотунов". Мальчик Вася - обычный школьник, тайно и безнадежно влюбленный в одноклассницу. В городе появляется цирк-шапито, а в классе Васи - новый мальчик, смурной забияка. Голубоглазый блондинчик Вася постепенно узнает, что приехавшая с цирком артистка Амалия - "зарубежная ведьма", мечтающая о вечной молодости, для чего ей в полнолуние необходимо провести ритуал с жертвоприношением содержащейся в местном зверинце медведицы-оборотня по кличке Умка, а тренирующийся в стрельбе из лука по методике Вильгельма Телля новенький одноклассник - сын ведьмы Амалии. Но Вася и сам не лыком шит. Не все ему удается - к примеру, приворотное зелье из бабушкиной "аптечки" случайно выпивает учительница Васи и начинает мальчика преследовать своими благодеяниями - но эта сюжетная линия, как и вообще вся романтика, благополучно растворяется в сотканным оператором волшебных кружевах. Зато медведицу, предназначенную на убой, Вася заслоняет своей грудью, после чего просыпается в холодном поту на руках у заботливой мамы. Так или иначе, а зарубежные ведьмы с их сомнительными вильгельмами теллями, намеренные ради своей вечной жизни принести в жертву одухотворенного русского медведя (по счастью, всегда находятся мальчики, готовые грудью прикрыть медведя от стрелы) рассеялись, растаяли в дымке и облаках - спасибо оператору опять-таки. Играющая зарубежную ведьму Амалию Галина Тюнина, прекрасная и прежде всего театральная актриса, по-своему хороша в эксцентричном, магическо-цирковом макияже, с накладными ресницами и в экзотических шляпках, в частности, из павлиньих перьев, но чудеса в решете она уже намного интереснее и, главное, содержательнее, отыграла в "Дозорах", а здесь - доигрывает по инерции ошметки найденных для Ольги-Совы красок, да большего тут, пожалуй, и не требуется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments