Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Пацаны" реж. Ренат Давлетьяров ("Окно в Европу")

Как "Крылья" Лобанова никакого отношения не имеют к одноименному фильму Шепитько, так и "Пацаны" Давлетьярова не связаны с Асановой - тем не менее можно с долей условности посчитать их за римейк, хотя вернее будет сказать, что Давлетьяров просто еще раз переснял сценарий Юрия Короткова, по которому в 1997-м Месхиев уже сделал свою "Американку". Зачем Давлетьярову это понадобилось - понять, пожалуй, важнее, чем что из этого вышло. Потому что Давлетьяров, не будучи по основному роду занятий кинорежиссером, обладает достаточным запасом мастерства и опыта, чтоб в любом жанре, за который ни берется, будь то комедия "Моя безумная семья" или криминальная драма "Стальная бабочка", произвести на свет нечто вполне приемлемое по качеству. Вот и "Пацаны" - произведение, которое физически смотреть можно (на общем фоне это уже немало!). Другое дело, что в "Пацанах" отсутствует то, что делает или хотя бы теоретически должно и способно сделать кинопродукцию произведением искусства, а именно - творческий поиск. "Пацаны" заведомо просчитаны таким образом, что вот здесь зритель ойкнет, здесь замрет, здесь прослезится, а здесь хихикнет. С тем же расчетом выбран и исполнитель главной роли - непрофессиональный актер, сейчас поступивший во ВГИК, а на момент кастинга учившийся в Политехе, и напоминающий своим типажом сразу десятка два уже примелькавшихся ровесников (лично мне - Аристарха Венеса, хотя до Венеса ему, понятно, как до Луны). Девочка же была под рукой - Дарья Мельникова уже играла у Давлетьярова в "Стальной бабочке". Сбалансированно распределены эпизодические образы между двумя приглашенными режиссером по дружбе звездами: Сергей Гармаш - правильный и свойский мент дядя Миша, Андрей Мерзликин - лихой уголовник-рецидивист. То, как отреагирует зритель, режиссера волнует гораздо большего того, что, собственно, происходит с героями - а это не творчество, это менеджмент, но в своем роде успешный - так что пожалуйста. Гораздо интереснее другое.

Используя, по минимуму адаптируя, а в основном почти дословно, уже отработанный сценарий Короткова, Давлетьяров предлагает совершенно другой фильм, не только по визуальной стилистике, но и по способу взаимоотношения художественной реальности с реальностью социально-исторической ни в чем не сходный с "Американкой" Месхиева:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1514878.html

В "Американке" действие, кстати, происходило чуть позже, чем в "Пацанах" - в 1977-м году, то есть от создания фильма его отделяло всего двадцать лет. Разрыв в "Пацанах" в два с лишним раза больше, но при этом по ощущению время, показанное в фильме, намного ближе к сегодняшнему дню. Благо время это - чистая условность, и вместе с тем - некая "идеальная" российская "вечность". "Американке" тоже свойственна была ностальгия - но как прием, без гламуризации убогого советского быта. Гламурный патриотический пафос "Пацанов" требует совсем иного взгляда на прошлое. К тому же общее стилевое решение "Пацанов" выбрано с нескрываемой оглядкой на успех "Стиляг" Тодоровского (по сценарию все того же Короткова, кстати). В результате из "Пацанов" на основе сценария "Американки" получился вылизанный, отполированный мюзикл, где летают мотоциклы, воплощаются "призраки" киношных "неуловимых мстителей", а "старые песни о главном" из репертуаров ВИА 1970-х звучат в исполнении группы "Хуй забей".

Все то, что в "Американке" подавалось осторожно, в "Пацанах" обозначено четко, выпукло и буквально режет глаза, от эротического видения с участием училки Матильды (персонажа Нины Усатовой из "Американки" здесь замечательно играет Кристина Бабушкина) до массовой драки (мочилово-рубилово под музыку Седьмой симфонии Бетховена). То же и с финалом - открытый и амбивалентный в "Американке", в "Пацанах" он превратился в образцовый до тошноты "хеппи-энд", когда герой дергает стоп-кран и возвращается к своей девушке, а то, что потом он и путешественником стал, и острова открыл, и с любимой жил долго-счастливо, детей рожая - это все за кадром звучит, с пояснением - "в нашей великой стране" иначе и быть не может. Совершенно иначе, чем в конце 1990х, воспринимается и образ православного приятеля главного героя, случайно погибающего при воровстве арбузов из брошенного вагона - нынче это уже не просто так, это "духовность", православный пионер - всем ребятам пример. Хотелось бы посчитать это за иронию, но режиссер не оставляет шансов. А не устраивает - да и забей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments