Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сад наслаждений" реж. Альфред Хичкок, 1926 ("Девять неизвестных" на "Стрелке")

Удивительно, но интерес к проекту не спадает и по будням - народу чуть меньше, чем в воскресенье, сесть можно, но все равно - толпа. Наверняка идут не только на Хичкока, но и на Суини - пианист Джон Суини, сопровождающий показы, действительно великолепен, это я отметил еще в связи с "Человеком с острова Мэн", хотя что касается фильма - "Сад наслаждения" я смотрел с меньшим увлечением. Это самый первый полнометражный игровой фильм Хичкока, и при том что в нем можно увидеть, особенно в первых и последних сценах, приемы, предвосхищающие его хрестоматийные картины, и по драматургии, и по стилистике лента самая ординарная, ну только что Хичкока, а в остальном - ничего особенного. Еще и пострадавшая от времени - в реставрированной версии синюшные картинки перемежаются с желтушными.

"Сад наслаждений" - это лондонское кабаре, где блистает танцовщица Пэтси. Туда же приходит наниматься приехавшая из провинции и сразу же обворованная карманниками бывшая сиделка Джилл. Пэтси помогает Джил, дает ей приют, оказывает протекцию - Джилл никогда не выступала на сцене, но отплясывает столь лихо, что покоряет своей необузданностью владельцев - ее берут. Она скоро находит жениха, которого обещает ждать два года, пока тот будет на заработках в колониях. Личная жизнь Пэтси складывается менее гладко, ее жених тоже уезжает в колонии, но они успевают зарегистрировать брак и даже отправиться в свадебное путешествие по Италии. Но символическое значение заглавие слишком очевидно и довлеет над сюжетом: персонажи четко делятся на тех, кто в погоне за наслаждениями не держит слово и не думает о другом, и тех, кто видит наслаждение не в радостях земных, а в возвышенных чувствах. Джилл, едва жених уехал, начинает крутить роман с бородатым князем Иваном и вскоре они объявляют о помолвке - дошедшая до колоний весть жениха почти убивает. В то же самое время супруг Пэтси в тех же колониях сам не теряет времени зря и, пока жена танцует из последних сил, развлекается с туземкой.

Фильм снят в Мюнхене, когда Хичкок поехал поработать (и подучиться) на процветавших в 1920-е германских киностудиях, действие его происходит в Лондоне, Италии и неопределенно-условных "колониях", но все это не добавляет ему подлинной экзотики - слишком уж все наиграно и наивно, разве что как забавное музейное ретро и можно воспринимать. Особенно когда получив наконец от неверного мужа письмо, где тот лживо объясняет сво молчание лихорадкой, Пэтси едет к нему в колонию и застает с туземкой в хижине, а супруг, чтоб скрыть измену, топит аборигенку в море и ее призрак преследует помешавшегося убийцу - визуально все это занятно, а по существу, конечно, просто глупо. Как и стандартный хэппи-энд: брошенный и заболевший, но поправившийся жених Джилл вместе с Пэтси создают счастливую пару. Была ли Джилл далее счастлива с бородатым князем Иваном, при этом не уточняется - про изменницу, которая, разбогатев, пожалела для помогавшей ей подруги денег даже на билет до островов, вообще никто не вспоминает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments