Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"А вот и она" реж. Роб Райнер в "Ролане"

Комедийные мелодрамы "про детей" и "про стариков" - это как бы разные поджанры, в первом случае авторы предлагают умиляться тому, как дети толково рассуждают и ведут себя мудрее, чем взрослые, а во втором - до чего старики живучи и бодры, что способны дать фору молодым. Но Роб Райнер - слишком опытный мастер своего дела, чтоб размениваться по мелочам, он лихо объединяет клише оттуда и отсюда, а водопады слез обрушиваются сразу несколькими потоками, образуя даже не озеро, а целое море.

"Литтл Шангли Ла" - частное домовладение, и действительно, как можно предположить из названия, небольшое, но именуется оно так не по размеру, а по фамилии хозяина. Мистер Литтл (Майкл Дуглас) - матерый риэлтор, настоящий выжига. Однако годы берут свое и, похоронив долго умиравшую от рака жену, он собирается отправиться на остаток дней в Вермонт, ему остается довести до конца лишь последнее дело - продать собственный бывший дом. Вероятно, в глубине души расстаться в прошлым ему тяжело, потому Литтл так настаивает на непомерно высокой цене и категорически отказывается сбавлять ее, но не исключено, что и тут просто проявляется его скверный характер, так же как и в отношениях с соседями по "Шангри Ла": в четырехквартирном доме Литтла помимо него самого проживают многодетная семья, негр-полицейский с беременной женой и пожилая актриса (Дайан Китон), тоже вдовствующая и подавшаяся на старости лет в ресторанные певички, но не способная довести до конца ни один концертный номер, чтоб не вспомнить об умершем муже и не разрыдаться. Соседям-квартиросъемщикам Литтл не дает проходу, как вдруг на его собственную голову сваливается проблема в виде 10-летней внучки. С сыном-наркоманом Литтл давно перестал общаться, хотя тот "завязал" и устроился на неплохую работу. Но теперь сыну предстоит на девять месяцев сесть в тюрьму (по ложному, конечно, обвинению), и девочку он решил пристроить дедушке.

Догадаться нетрудно - живущие через стенку вдовец и вдова становятся для сиротки не просто "дедушкой" и "бабушкой", но и сами оперативно проникаются друг к другу взаимным влечением, включая и сексуальное. Поначалу старик думает сплавить внучку к ее родной матери, о поглядев на эту нераскаявшуюся наркоманку, принимает у себя не только девочку, но и ее любимого пса, хотя до этого чужих собак ненавидел еще сильнее, чем своих родственников. Поскольку скаредный и желчный одиночка (от которого услышать "мне нравитесь даже вы, а мне никто не нравится" - верх комплиментарности) превращается в главу огромного семейства, включая соседку-вдову, вызволенного из тюряги сына, новообретенную внучку и всех остальных соседей (до кучи он собственноручно принимает у негритянки роды и та называет сына в его честь!), не забывая при этом про покойную жену и навещая ее могилку, успевая при этом продать старый дом, но вместо переезда остаться в "Шангри Ла" - всего-то за полтора часа экранного времени, не расплачется, наблюдая за процессом, только камень.

И ничего зазорного здесь нет, надо только понимать, что рыдать по любому случаю от избытка чувств, как делает героиня Дайан Китон, или обозлиться на весь мир и замкнуться в скорбном бесчувствии, как случилось с персонажем Майкла Дугласа - это, в принципе, два варианта реакции на одно и то же открытие: всякий человек смертен, и твоя очередь следующая. Есть и третий вариант, который, собственно, в фильме подается как основной и самый верный - помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых, дети - вот наше будущее. Формально так и есть, но задуматься хоть на минуту - этот третий вариант недалеко ушел от остальных двух, поскольку дети, рождаясь и подрастая, потом также стареют и умирают, и то если им повезет дожить до возраста, когда смерть считается естественной: только-только родился, подрос, кое-как притерпелся - а вот и она.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments