Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

амстердамский дозор-5: Эрмитаж, музей Виллет-Холтхаузен, Еврейский театр


Про то, что в Амстердаме есть свой "Эрмитаж", и не какой-то отдельный от петербургского, а именно что филиал оного, я может и слыхал раньше, но как-то подзабыл, и может, даже не пошел бы туда, но уж очень близко от отеля - решил сходить. По "тощему мосту" через Амстел переполз - и уже на месте. Только сначала я решил, что заведение закрыто, потому что вокруг не увидел ни души. Внутри, однако, народ был и не сказать чтоб мало - не как у Ван Гога, но всяко больше, чем в Стейдлике. При том что в амстердамском "Эрмитаже" проходит единственная выставка - "Жемчужины Великого шелкового пути". Тема опять же не особенно для меня волнительная, но к моему приятному удивлению выставка оказалась куда более интересной, чем можно было бы рассчитывать - в Москву ее не привозили и я не уверен, что собственно в Петербурге устраивали, а не сразу "на экспорт" готовили. Тем примечательнее, что никаких следов русификации в заведении нет - ни карты, ни подавно аудиогида на русском, разве что небольшая витрина, посвященная русским археологам и хронологии их раскопок (от Ольденбурга до Якубовского, Беленицкого и Маршака - все как один чисто русские), да и русскоговорящих посетителей я не заметил, вот китайцев - да, немало, но и они не составляют большинства, местный народ идет охотнее.

"Жемчужины" организованы именно так, как я люблю - минимум всяческой мультимедийной херни, только самые необходимые пояснения, видео и аудио используются как элемент дизайна, а основной материал - подлинные и редкостные артефакты. То есть выставка не историко-культурная, а именно художественная в первую очередь. На нижнем этаже - раритетные китайские росписи, в том числе, естественно, по шелку, терракотовая скульптура (особенно забавный тувинский "демон"), серебро, ювелирка и ритуальные причиндалы (мелкая пластика - просто супер). А выше - условный "шелковый путь" по замкнутой анфиладе, и можно выбрать направление: от Северной Монголии до Северного Кавказа, то есть с востока на запад, или наоборот, но я, разумеется, прошел туда-сюда два раза, и правда очень занимательно. Все важнейшие пункты "остановок" представлены теми или иными культурами, и артефакты позволяют проследить как своеобразие данных культур, так и их взаимодействие благодаря торговым связям. Но вместе с тем "формат" в целом - сугубо академичный, без украшательств и интерактива для дебилов (типа "попробуй наш шелк на прочность") - меня это тоже порадовало. А кувшины, саркофаги, монеты - все это говорит само за себя. Другое дело, что площади амстердамского "Эрмитажа" - громадные, он занимает очень крупное здание, с огромным двором (куда там Дуне с ее барочным палисадничком), изнутри все отремонтированное с иголочки, и, конечно, показать в нем можно было гораздо больше - а теперь вряд ли покажут.

К сожалению, в "Эрмитаже" со мной случилась неприятность совсем уж гнусного свойства, в которой никого, даже самого себя, невозможно упрекнуть - ну почти что стихийное бедствие, хотя и практически интимного свойства: у моих штанов отлетела кнопка. Обычно я вообще запасных брюк не беру, но тут вроде долгий срок, пересадки и все такое - и штанов у меня было аж трое. Но из тех, в которых я прибыл, я спустя четыре дня просто вывалился (двигался много, ел мало - да практически не ел), а основные как раз в "Эрмитаже" и потеряли застежку. Оставались последние, но на самый крайний случай - вдруг заляпаюсь или порвутся... Да и от музея до гостиницы, пускай недалеко, а надо дойти. Дошел, конечно, деваться некуда - а дальше что делать? Ситуация - прямо как в песне из передачи "Играй, гармонь": "форсил татуировкою, нырял в разрез волны, и рваною веревкою подвязывал штаны" - но в моем распоряжении не было и рваной веревки. Зато была проволока от кулька с хлебом, который я накануне покупал в супермаркете - ее я и приспособил, с проволокой оставшиеся дни и проходил - вот такая авария. Но ничего, она меня только в последний день все-таки подвела, а до этого - хорошо продержалась.

Решив таким образом насущный технический вопрос, я продолжил движение в заданном направлении. Второй из реконструированных буржуйских мемориалов, куда я добрался - дом Виллет-Холтхаузен, оказался наименее интересным из трех. С крошечным садиком, затертым между двумя кирпичными стенами, и совершенно необаятельными интерьерами. Коллекция миниатюрного серебра - ничего, забавные фигурки - от фигурок и игрушечной посуды до целых жанровых сценок и композиций с каретами, конной упряжью и т.п. При этом реконструированные апартаменты располагаются только на втором этаже - да и там где полы под стеклом, куда вообще только через загородку и можно заглянуть. Остальные помещения больше смахивают на обыкновенные выставочные залы, с витринами, со стендами, с мониторами, особенно нестерпимыми в "исторической" обстановке. Наряду с ними есть и совершенно нелепые, настолько, что даже весело, произведения из давних времен - на одной картинке кошка вылизывает котят с таким видом, будто собирается откусить им головы, причем троим сразу.

Немного в сторону от обычных путей, но тоже рядом, на территории района под названием Плантаж, где сейчас важнейшее учреждение - зоопарк, а в свое время располагался еврейский квартал, в небольшом сквере (я так понял, часть его территории отдана под застройку и по этому случаю собираются организовать какой-то местечковый протест) сооружен монумент "Освенцим не должен повториться". Монумент - это, пожалуй, не совсем верная характеристика: в землю вкопаны стеклянные квадратные плиты, как бы разбитые, в трещинах - а в битом стекле смутно отражаются окружающие деревья, и с Освенцимом этот проект связывает только соответствующая надпись. Совсем иное дело - Еврейский театр, служивший в 1940-е годы сборно-пересыльным пунктом перед отправкой в концлагеря. Фасад и фойе отреставрированы, там - музейная экспозиция с обычным в таких случаях наполнением: фотографии, документы, желтые звезды, а еще, поскольку театр все-таки, афиши - за сезон 1941-1942 год в том числе: симфонический оркестр объявляют программу, играют "Карнавал животных" Сен-Санса и "Рапсодию в блюзовых тонах" Гершвина. Но это все не то, что выйти во двор - даже не двор, а бывший зрительный зал разрушенного театра. Вместо того, чтоб возводить под видом реконструкции фейк, остов законсервировали и с 1962 года превратили в мемориал. Пространство за сценой, давно исчезнувшей, естественным образом заросло и обернулось пустырем, на который выходят окна и веранды окрестных жилых домов - типа "жизнь продолжается". Стена памяти, аскетичный монумент - и мемориальная зона, которая своей пустотой и тишиной говорит больше любых мультимедийных инсталляций. Позднее, придя в дом Анны Франк, куда стоят под проливным дождем и под палящим солнцем длиннющие очереди праздных туристов, и попав, как оказалось, в самое сердце транснациональной индустрии "Холокост энтертеймент", я снова вспомнил про Еврейский театр, тихий и безлюдный. И дело не только в масштабах, технологиях и наплыве посетителей. Парадокс, но убежище Анны Франк - обитель приватная и тайная, искусственно и целенаправленно превращенная публичным доступом в подобие диснейлендовского аттракциона; театр же - изначально общественное место, по своей сути рассчитанное на привлечение масс, и судя по макетам, по планам зала, заведение было роскошное, вместительное, а ныне мемориальный статус сделал его безмолвным историческим памятником - и в этом есть смысл, есть драматизм и, безусловно, есть физиологически переживаемое величие.

А еще именно здесь, в Еврейском театре - не в синагоге, не в музее еврейской истории, не в доме Анны Франк и не над битым стеклом с подпись "Освенцим не должен повториться" - приходит понимание, что Освенцим на самом деле повторяется каждый день с утра до ночи. Только ведь гораздо приятнее упиваться давно пережитыми и полузабытыми трагедиями, чем вдумываться то, что творится под носом прямо сейчас. По телевизору в гостинице смотрел новости - там сначала долго-долго толковали про сбитый русскими самолет, выступал с трогательной повестью друг погибшего 49-летнего гея, плакали тетеньки, хмурились политики... А следом за ними шли репортажи с участием арабов-страдальцев, изнемогающих под игом израильской военщины. Ну да, арабские ракеты, в отличие от русских, по голландцам пока не стреляют, а стало быть, не о чем и заморачиваться. Со своей стороны все эти дни "Грани" (которые в Голландии можно читать свободно - в России они заблокированы) с чисто еврейско-интеллигентским надрывом, взахлеб писали про то, как голландцы собираются выгнать из своей страны дочку Путина-убийцы - в Голландии сожительствующую с местным буржуем, неплохо наварившим на "Газпроме": вот, мол, вам - православные традиционные ценности в действии. Но кто ж ее будет выгонять, да и как - это православным ничего не стоит грабить, убивать, переселять, а тут же вроде законность, права человека. Да и Путину надо будет, подчистую обобрав русских свиней, куда-нибудь отвалить - не в Голландию к старшой, так в Германию к меньшой, нянчить подрастающих внучат с молодой женой да печалиться о в очередной раз несостоявшейся русской демократии. Так что все эти ритуальные заклинания - "надо помнить", "не должно повториться" - ничего не стоят, а на практике - все одно и то же: ночь, ледяная рябь канала и т.д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments