Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

амстердамский дозор-1: музей сумок, еврейский исторический музей, дом Рембрандта, городской музей


Когда я попал в Амстердам пятнадцать, уже даже больше, лет назад, это было мимолетное посещение, толком я ничего впотьмах не разглядел, а из того, что все-таки увидел, запомнились не косяки на улицах, не разноцветные гульдены (тогда еще были гульдены, которые в сравнении с прочей европейской валютой отличались очень яркими бумажками), не пресловутые проститутки в подсвеченных кабинках - а огромная неоновая реклама авиакомпании "Узбекистан" на одном из зданий в самом центре города. Сейчас я прям-таки специально выискивал ее - но нет, конечно, от "Узбекистана" и следа не осталось. Сам я летел "Чешскими авиалиниями" - причем впервые, потому что до Праги год назад добирался самолетом "Якутии" через Дрезден, а вот в Амстердам получилось - через Прагу. С семичасовой ночной пересадкой, что меня, впрочем, чрезвычайно устроило: во-первых, позволяло сильно сэкономить на билете (вообще поездка в Нидерланды - чистейшее разорение, дороговизна безумная, и оттого особенно приятно, что перелет в оба конца обошелся меньше чем в 11 тысяч, да к тому же я и билеты покупал меньше чем за неделю), а во-вторых, хотя бы одной ночью в отеле меньше (вечером вылетел, ночь пересидел в аэропорту совершенно бесплатно и с большим комфортом - пражский аэропорт в этом плане просто красота, есть удобные кресла "с ногами", за которых не требуют отдельных денег, нормально работает бесплатный, пусть и лимитированный во времени, интернет, из окон открывается вид на затихший до утра аэродром, так что я немножко спал, немножко перечитывал Новодворскую, немножко переписывался с Верой Павловой), или, вернее, двумя (обратный вылет тоже вечером, тоже с ночной пересадкой - правда, уже короткой, всего полтора часа, и прилет рано утром в Шереметьево, откуда аккурат к открытию метро меня потом довез ночной рейсовый автобус). Персонал в самолете умеренно любезный - без фальшивых аэрофлотовских ужимок. Отметил бы также весьма креативный подход к аварийному инструктажу - заставить его смотреть и слушать обычно никого невозможно, но тут он сделан в технике авторской анимации, и мультики настолько прикольные, что поневоле смотришь. Плюс ко всему только на "Чешских авиалиниях", нигде больше не сталкивался с подобным, помимо вина бесплатно, а не за отдельные деньги, предлагают хочешь пива, а хочешь виски, и даже бехеровку - если аккуратно попросить, дают и добавку.

Можно сказать, перелет удался лучше, чем поездка в целом. То есть, в принципе, особых катастроф не случилось, но всяких более или менее сложных моментов оказалось больше, чем я ожидал, а главное - история потребовала намного больших затрат, чем я рассчитывал. И прежде всего гостиница - они в Амстердаме, ну по крайней мере синглы в центре (а я могу жить только в сингле, пускай хоть в самом убогом, но чтоб никто на голове не сидел; да и если не в центре селиться - тогда лучше совсем не заморачиваться и дома у телевизора доживать) какие-то невероятно дорогие, в том числе и самые "дешевые". Плюс городской налог (тоже за все берут, не только за отель), а если с карточки платить - еще и комиссия. В результате за первые шесть ночей пришлось отдать больше 400 евро - и это за крошечную полуподвальную конуру с туалетом и душем в коридоре! Я потому и не хотел оплачивать сразу весь срок, на случай, если жить в этих условиях окажется чересчур тяжело. На самом деле - терпимо, за неделю ни разу не столкнулся, чтоб туалет, когда он мне понадобился, оказывался занят, но все равно - неудобно. На оставшиеся две ночи переехал в крошечный дабл "с удобствами" - но по сто с лишним евро за ночь, да еще и курс упал вместе с подбитым русскими самолетом, а я бы, может, и не переезжал бы из конуры, так ее, пока я сомневался, уже заняли! По крайней мере, в дабле было попросторнее, а я старался все-таки не изводить себя и, раз уж все равно последний раз на последние деньги куда-то еду, то чего уж там. Уж если поезд от аэропорта до вокзала, а ехать минут десять всего, стоит пять евро (4 евро - плюс фиксированный 1 евро в качестве налога, это ж выходит 25 процентов от цены!), то ни убавить ни прибавить.

Зато пускай и слегка измочаленный перелетами-пересадками, я уже рано с утра, бросив вещи, отправился причащаться святым искусством. Ну или, вернее, культурой, потому что совсем, по-настоящему святое искусство решил слегка отложить, пока отдохну, войду в ритм. А для начала попал в т.н. "Музей сумок". Не то чтоб я в него особо стремился, просто к гостинице он оказался ближе остальных и прямо на моем пути возник, а пустили туда меня сразу и легко (вообще в амстердамские музеи даже за деньги попадать не всегда просто, а чтоб устроили свободный вход - это отдельная и в некоторых случаях довольно утомительная процедура). Ну музей как музей - неплохой, просто тема совершенно не близкая лично мне. Впрочем, "сумки" здесь понимают максимально широко и чего только не показывают - от кошельков до сундуков и чемоданов (вспомнилась сразу реплика почтальона Печкина по поводу того, с чем удобнее ходить за грибами). Собственно сумочки тоже разнообразно отделаны - мехом, перламутром и т.п. - в общем, "не с сумой, а с сумкой дамской". В первом же музее Амстердама я столкнулся с приятной и почти обязательной для каждого подобного заведения традицией - наличием симпатичного внутренного дворика, хотя дворики повсюду разные, где-то почти парк, а где-то - небольшая лужайка, в данном случае скорее второе.

Просыпается Амстердам, как я далее убеждался каждый день, очень поздно (оттого, что поздно засыпает, разумеется) - к моменту, когда в любом другом забитом туристами под завязку городе уже бродят по улицам от одной "точки" к другой толпы экскурсантов, в Амстердаме только к полудню кое-как жизнь раскачивается, музейная в том числе. Пока толп не наблюдалось, я прошел через площадь Рембрандта с фигурами из "Ночного дозора" к музыкальному театру, а оттуда - к еврейскому музею. Точнее, музей еще был закрыт, так что сначала я отправился в т.н. "португальскую синагогу" - она тоже относится к музею, но стоит отдельно и, несомненно, представляет из себя больший интерес уже хотя бы в силу того, что это настоящая старинная сефардская синагога, да еще и действующая, до сих пор принадлежащая иудейской общине. Португальская она называется условно - просто евреи, бежавшие в свое время из Испании, не хотели, чтоб голландцы ассоциировали их с испанскими оккупантами, вот и назвались португальцами. Зимой в Толедо я уже побывал в сефардской синагоге, но амстердамская намного обширнее, вместительнее, с мощными колоннами, деревянными перекрытиями... - хотя толедская не менее интересная. Но в амстердамской, помимо собственно синагоги с балконами для иудеек, еще и показывают службы - это целый мини-квартал, с помещениями для священников, для, как бы мы сейчас сказали, "техперсонала" и т.д., от кабинета секретаря до ванной. Сокровищница в подвале богатая - но совмещена с санузлом и кинозалом. После синагоги еврейский музей как таковой уже не слишком увлекает, при том что он немаленький - просто обычного для подобных музеев формата, будь то нью-йоркский или московский, где подлинные раритеты дополняют мультимедийно-интерактивные аттракционы сомнительного, на мой вкус, толка. Побывав позднее в доме Анны Франк и в Еврейском театре, я про этот музей уже и не вспоминал.

С искусством-то я решил погодить малость, но зная, что в Доме-музее Рембрандта особо ничего подлинного, а тем паче высокохудожественного (только гравюры) я не встречу, сразу решил пойти туда. Прихожу - стоит у входа толпа, ну не огромная, но и немаленькая, учатся делать офорты по-рембрандтовски, я таких аттракционов на дух не выношу, и сразу иду внутрь, там не слишком охотно, но с позволения начальства меня пускают, а дальше, гляжу - всех посетителей угощают тортом. С чего бы, думаю, и спрашиваю у сотрудников - оказывается, празднуют день рождения Рембрандта, вот и я попал, как Чацкий, с корабля на бал. Тортики вкусные, музей тоже не настолько фальшивый, как можно понять по аннотации - уж всяко не более, чем прочие реконструированные старинные дома, коих в Амстердаме полно (исключение составляет музей "Наш Господь на Чердаке" - это потрясающее историческое место). Однако же сравнение с аналогичным домом Рубенса в Антверпене заметно проигрывает. Коллекция офортов, впрочем, значительная и заслуживающая внимания - тут и автопортреты, и пейзажи, и старики, и ню (в отдельном случае даже старческие ню), портреты матери и Саскии, Христос, апостолы, серия о святом Иерониме. Отдельное место занимает коллекция редкостей, принадлежавших Рембрандту - морские раковины, звериные шкуры и прочее в том же духе.

Так я естественным порядком вышел к площади Дам, небесспорному национальному монументу (блочная стелла в каком-то несносно "советском" духе - и скульптурная группа, модернистская, но тоже, мягко говоря, на любителя) и королевскому дворцу. Во дворец я и не дергался, а пошел сразу в Новую церковь - она как бы при дворце, там проходят всякие королевские церемонии, что меня мало интересовало (да и видали мы недавно ихнего Виллема-Александра в московском БЗК - глаза бы на него не глядели), но узнав, что вечером в церкви будет бесплатный камерный концерт с неплохой программой, я решил туда вернуться позже, а сначала сходить в городской музей неподалеку.

Музей Амстердама, с чем я далее сталкивался еще не раз - "музей всего", тут и живопись (понятно, что третьесортная, хорошая - в художественных музеях, и то через раз попадается), и документы, и, по нынешней моде, до хрена всяких технических интерактивных, столь раздражающих меня примочек. Но любопытна концепция музея - он недавно пережил реконструкцию и реэкспозицию наряду с еще несколькими крупнейшими музеями Амстердама (в этом смысле мне крупно повезло - еще пару лет назад музейный Амстердам лежал считай в руинах, а сейчас все открылось заново в обновленном и обогащенном виде), и даже слегка поменял название, но не это важно. Нынешняя концепция городского музея сформулирована высокопарно и достаточно конкретно: "Амстердам - столица свободы". Признаки свободы - это велосипеды (показана динамика роста численности велосипедистов за счет сокращения автомобилистов, что совершенно излишне: и без музея видно, что от велосипедов не протолкнуться - что характерно, они заполонили улицы и за счет пешеходов тоже, велосипедистам отданы все преимущества, а пешком по Амстердаму ходить весьма затруднительно), кофешопы (ну для русскоязычных туристов это вообще главная, если не единственная притягательная сила Амстедрама), гей-браки, мультикультурализм - стандартный, в общем, либеральный набор. На двух последних пунктах я остановился бы подробнее, поскольку действительно, именно в Амстердаме в 2001-м году - 1 апреля, кстати - зарегистрирован первый в мире официальный гомо-брак, чем в музее (православные и любые другие фашисты пришли бы в ужас от количества детских экскурсий в таком рассаднике гей-пропаганды) посвящена, между тем, маленькая скромная витринка с фотографиями (оба "мужа" даже каждый по отдельности - страшнее, чем моя жизнь), колечками и прочей свадебной атрибутикой. В то же время мусульманам отведена отдельная, особая экспозиция на несколько залов - куда я не пошел принципиально. Евреям - и тем выделено небольшое гетто (с небезынтересными, кстати, предметами вроде таблички "еврейского трамвая" свозившего будущих узников концлагерей на пересылку) - правда, музеев узко-еврейской тематики в Амстердаме хватает и без того, но уж коль скоро объявили "столицу свободы", то свободы должно быть, как мне представляется, поровну для всех, а иначе получается какая-то однобокая свобода: свобода велосипедистов от пешеходов, мусульман от гомосексуалистов и т.д. - но не наоборот. Налицо же картина совершенно иная. При том что на улицах Амстердама от количества высокодуховных мусульман, не в пример Лондону или Парижу, глаза все-таки пока еще на лоб не вылезают. Однако в огромном музее я не нашел и следа, никакого упоминания судьбы Тео ван Гога-внука - конечно, его убийство "исламскими фашистами" (термин самого убитого - за что, в сущности, он и был убит словно в подтверждение своей формулы) прямо на улице "столицы свободы" для заявленной концепции плохо подходит, вот и делают вид, что ничего такого не случилось (а ведь случилось, и уже после регистрации первого гей-брака, чем музей так гордится!). Вообще упоение свободой - спорная радость: животное, быдло (а за частотой употребления этого слово совсем забылось, что "быдло" в славянских языках означает всего лишь "домашний скот", производное от глагола "быть", то есть нечто неразумно, бессознательно существующее, выполняющее определенную функцию без размышлений о собственной участи) может упиваться своим скотским, рабским состоянием в телячьем восторге, тогда как свободному человеку всегда мало свободы, свободы всегда недостаточно - такова ее сущность, а недостаточность связана с печалью, со скорбью, с заботами, страхами, но не с радостью, вот и свобода - бремя скорбное, и никакое не повод для тупой гордости (да было бы еще перед кем гордиться...)

Зато в городском музее имеется и "художественный раздел", хотя он содержательно привязан к историческим реалиям, но привязка - косвенная, а отдельные работы в этом разделе не так уж плохи, пусть и не сравнить с Рейксмюсеумом. Интересное полотно, вернее, диптих Виллема Альбертуса ван де Валле "Детские игры" (еще интереснее, что картина создана в 1932-м, а скончался автор в 1995-м, "не так давно", сказал бы В.Я.Вульф) - глазастые дети, мальчик с лопаткой через плечо в правой части композиции... вообще возникают ассоциации с Брейгелем, и между прочим, при всей кажущейся ничтожности голландского модернизма (Мондриан не в счет, да его популярность и не связана уже с Голландией), он подчас занятен в своей не всегда очевидной, но мощной связи с традициями старой голландской и фламандской живописной культуры. С другой стороны, соцреализм тоже присутствует во всей красе - Призыв" Петера Альма 1920 года - рабоче-революционной тематики полотно. Еще один бросающийся в глаза раздел посвящен Олимпиаде 1928 года - чья историческая слава, конечно, ныне блекнет в свете Берлина-1936 и Сочи-2014.

После музея Амстердама вернулся в Ньиве-Керк на концерт, хотя уже еле-еле дышал. "Ансамбль 315" - уж прямо сказать, не великие звезды, а просто скромный камерный коллектив молодых: сопрано Элла Ромбутс, скрипачка Эва Траа и пианист Яаап Висселинк. Уровень нормальный - как на аспирантских "дневниках" в зале Мясковского. А репертуар - более чем привлекательный: Равель, Сен-Санс, Курт Вайль. И очень достойный прежде всего вокал. Большой программы я бы уже не выдержал, но после 50 минут концерта еще и дополз до гостиницы пешком, преследуемый, как и все последующие дни в Амстердаме (в других городах Нидерландов этого нет, хотя порядки для всех вроде общие) запахом марихуаны, или, как выражались во времена моего детства, а теперь говорят все реже, анаши; в Голландии больше в ходу термин "канабис", но как ни назови, а весьма лояльно воспринимая сигаретный дым, эту приторную тошнотворную травяную вонь я переношу очень плохо. В районе площади Дам и ее окрестностей, где ездят конные полицейские патрули, к ней примешивается еще и вонь лошадиного навоза, так что с некоторого момента начинается казаться, что лошади срут коноплей, и это вдвойне отвратительно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments