Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Палка" реж. Михаэль Венде, 2011

Поскольку я совсем не фанат документального кино (хотя среди "неигровых" фильмов - а я различаю "неигровое" и "документальное" - бывают высокохудожественные произведения, только редко), и если смотрю его, то либо случайно, либо из интереса к заявленной теме. "Палка" Венде - скорее второй вариант, хотя без случая не обошлось. Речь идет не просто о "палке", а о дирижерской палочке. Рассказ о том, для чего она нужна дирижеру, и для чего нужен сам дирижер, подан в игровой форме, от лица мультяшного персонажа, мастера по изготовлению тех самых палочек-"багетов", завидующего скрипичным мастерам - мол, их по именам знают, а кто помнит "палочников"? При этом сделано кино на материале Третьего международного конкурса дирижеров имени Малера в Бамберге. То есть, с одной стороны, есть уклон в популяризаторство чуть ли не для детской аудитории, а с другой - погружение в сферы достаточно узко-специальные (от нюансов производства дирижерских палочек, фабричного и ручного, до непосредственно их использования музыкантами в работе). В этом смысле кино не удалось, органично соединить игровое начало с академизмом не получилось. Да и по отдельности оба плана мне показались неудачными, мультяшка - пошловатой и бестолковой, репортажные фрагменты, интервью с участниками и членами жюри - занудными, велеречивыми и, опять-таки, бессмысленными. Пустословие доходило до совершенно невыносимых пределов, с употреблением - многократным! - формул типа "магия дирижирования" и т.п. Ну какая, на фиг, "магия", магия - это дешевка для бедных, псевдоромантическая чепуха. Рассказали бы лучше о технике, о сути профессии, о ее прямом назначении, об истории вопроса наконец (а то московские меломаны нередко спрашивают: "а зачем в оркестре режиссер?" - путая, помимо прочего, режиссеров с дирижерами; заодно некоторые интересуются, какую дирижер получает зарплату...) - ничего подобного. То есть анекдот про Люлли, который повредил ногу тростью, отстукивая ритм, и умер от заражения крови - воспроизводится, а музыкант, впервые обернувшийся за дирижерским пультом к публике спиной, а к оркестру лицом (немецкий, между прочим! уж авторам-то фильма сам бог велел!) - не упоминается. В результате комикс в духе "палка-палка, бей не жалка!" перемежается с в лучшем случае скучным, а порой и отталкивающим высокопарным словоблудием. Но дело не стоило бы разговора, если бы не еще одно обстоятельство.

Победителем того конкурса стал Айнарс Рубикис. С некоторых пор латвийский музыкант руководит Новосибирской оперой, а в нынешнем году он вместе со своим коллективом был прям-таки осыпан "Золотыми масками", что меня тогда, признаться, не то чтоб возмутило, но, если честно, удивило - я ничего особенно выдающегося в его дирижерской работе не заметил. При этом в фильме (имя победителя называется в конце, но авторы-то его знали до того, как приступили к монтажу) именно Рубикис выведен главным героем - о нем говорят члены жюри больше, чем об остальных, его собственная речь звучит чаще чьей-либо еще, а кроме того, он единственный из участников конкурса, о ком заводит речь мультяшный рассказчик, никого больше нарисованный мастер не называет по имени, только Айнарса Рубикиса. Нет, я в любом случае рад, что латышский музыкант так успешен и делает мировую карьеру (правда, почему-то в Сибири, куда его соплеменников русские веками привыкли отправлять, не спрашивая их согласия), но все-таки подобный пиар меня коробит. Забавно также, что в финал конкурса наряду с Рубикисом из Латвии прошел еще некий Азиз (фамилию не разобрал) из Узбекистана. Была еще девушка из Москвы - но она никуда не попала, а вот Латвия с Узбекистаном оказались на финишной прямой. Случись там перед камерой С.Бэлза - не преминул бы заявить об очередном и неизбежном триумфе русской дирижерской школы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments