Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пловец" реж. Ираклий Квирикадзе, 1981

Прочел, что существует "авторская версия" фильма - продолжительностью 105 минут - восстановленная в годы перестройки. Но к юбилею Квирикадзе показывали старую официальную, на час с копейками. Да и ту смотреть тягостно - грузинское кино вообще зрелище специфическое, а в особенности авторское. "Пловец", впрочем, любопытен именно как экспонат в своем роде. По сюжету на съемочную площадку в дождь приходит некий человек с зонтом, представляется внуком героя, которому посвящена картина, приносит фотоальбом, рассказывает семейные байки. И возникают параллели между собственной жизнью рассказчика, Антона Думбадзе (его играет Баадур Цуладзе, очень популярный и узнаваемый в советские годы, много снимавшийся не только в Грузии, но и на разных других киностудиях, в том числе в детских сказках), его деда, жившего в начале века, и отца: 22 маленькие истории о 3 пловцах.

Истории из начала века, рубежа дореволюционной и послереволюционной эпохи (без уточнения деталей, связанных с падением меньшевистского правительства и очередной русской оккупацией Грузии) составляют первый блок - черно-белый, далее - в цвете, но с неизменным закадровым голосом рассказчика. Новеллы полуапокрифические, в духе "фантастического реализма" - потом в похожей манере работал, исползуя лошадиные дозы гротеска Сергей Овчаров (ужасный), Квирикадзе аккуратнее, ему присуща определенная культура, определенная эстетика. Дурмишхан Думбадзе поспорил с заезжим англичанином, спортсменом и бизнесменом, переплывавшим Ла-Манш, что ему тоже не слабо. Ла-Манша под рукой не оказалось, поэтому грузин, который до этого уже удивлял всех тем, что шесть минут держался под водой в батумском океанариуме в бадье с черепахой, преодолел 60-километровый морской марафон от Батума до Поти, но, увы, без свидетелей. Англичанин и соплеменники его осмеяли. Советская власть назначила Дурмишхана в наркомат спорта, но неудовлетворенный своими результатами, потерявший спортивную форму, он начал пить и попал под поезд. Его сын после войны в 1940-е годы собрался повторить рекорд отца - но основной соперник увел у него невесту и сорвал победу. Ну а про Антона и говорить нечего.

Рассказаны эти истории, однако, столь вычурно и вместе с тем примитивно, что прелесть примитива можно еще ощутить на уровне отдельного кадра или эпизода, но в целом - очень трудно. И тем не менее Квирикадзе провозглашают по инерции живым классиком, мудрецом, чуть ли не гением - хотя последние кинопроекты, к которым он прикладывал руку - от рязановского "Андерсена" до "Татарской княжны", поставленной дочерью Квирикадзе, где пожилую Анну Ахматову сыграла Ханна Шигула - оказались просто несостоятельны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments