Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Гиганты горы" Л.Пиранделло в "Мастерской Фоменко", реж. Евгений Каменькович, Полина Агуреева

На загадочную виллу "Скалонья" ("Отчаяние") прибывает актерский десант, уже два года играющий "Сказку о подмененном сыне" покончившего с собой из любви к замужей актрисе-графине поэта, представлениями как бы отдавая дань памяти последнему. Призрачные обитатели виллы во главе с магом Кваквео (Николай Орловский) предлагают странствующим актерам дать представление на свадьбе для "гигантов горы" - то ли зажиточных крестьян, то ли местных землевладельцев, непонятно. Но после проведенного на вилле времени с призраками, их самостоятельно живущими телами, материализующимся снами и прочими чудесами "заигравшаяся" актриса-графиня доходит до полной гибели всерьез и тележка-корзинка из супермаркета становится ей катафалком - это если вкратце.

Насколько я понимаю, "Гиганты горы" - экспериментальная реконструкция незавершенного замысла Пиранделло, но важнейшие, характерные для него мотивы здесь присутствуют даже более явственно, чем в хрестоматийных его пьесах: зыбкость грани между реальностью и игрой, между подлинной личностью и придуманной. К Пиранделло театры обращаются не так уж редко, но удач - сразу и не вспомнишь. Когда-то в Ульяновской областной драме был спектакль Юрия Копылова, по "Генриху Четвертому" - очень хороший, с блестящей работой Бориса Александрова, но это было давно, Александров, к сожалению, некоторое время назад умер, Копылов тоже, да и в его постановке все-таки акценты были смещены в плоскость бытовой психологии, если не психопатии, а та же пьеса, поставленная в филиале Малого с Езеповым, исчезла со сцены в один момент. То же чаще всего происходит с попытками освоить "Шесть персонажей в поисках автора".

"Гиганты горы" Каменьковича-Агуреевой в этом плане любопытны тем, что быта тут совсем нет, а общее решение спектакля - от изящной сценографии Марии Митрофановой (с гигантским "лунным" проемом на заднике), костюмов и до мизансценирование соединяет черты "комедии дель арте" с театром абсурда: откровенный гротеск, клоунада, кукольный театр и чуть ли не воздушная эквилибристика (с полетами актеров на тросах). Правда, это не мешает режиссеру (будем считать, что режиссерам, раз уж исполнительница главной роли обозначена официально как со-постановщик) относиться к тексту с явно излишней доверчивостью, и с тем более избыточным пиететом - к отдельным репликам персонажей, которые кажутся им философски афористичными (на деле это в лучшем случае пустопорожняя игра ума). В силу чего те же самые ходы и стилистические приемы, так радующие поначалу, работают на противоположный эффект и действо скатывается в муторную символистскую драму метерлинковского толка, а сюжет, и без того путаный, окончательно распыляется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments