Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Поддубный" реж. Глеб Орлов

Вологодский фестиваль закрывался показом "Поддубного", а я, конечно, предпочел пойти на банкет. И еще раз сходил бы на банкет вместо фильма - да теперь уж без вариантов. Но если смотреть такое - то в комфортной обстановке, и тут мне повезло: со мной в зале сидели на заднем ряду только два узбека в трениках, и то второй подзадержался, а русский народ в очередной раз продемонстрировал, что, как бы ни старались православные евреи-комсомольцы, предпочитает трансформеров-"три дэ", а не Поддубного-"три тэ".

В плане чисто профессиональном и техническом "Поддубный", надо признать - не самая позорная поделка, хотя и в этом плане не самая удачная, если сравнивать с какой-нибудь "Легендой № 17". Но не развлечения ради, а исключительно пользы для старался бывший рекламщик Глеб Орлов - да и почему, собственно, бывший, когда "Поддубный", в сущности - размазанный на два с лишним часа рекламный ролик. Что он рекламирует - лишний раз уточнять не надо.

В селе Богодуховка (Полтавской губернии русского мира) жил мальчик, которого поркой правильно ориентировал на традиционные ценности строгий отец-казак, а нежная мать потом утешала среди колосков. Мальчик вырос, пошел работать грузчиком в порту, случайно оказался на арене цирка - и всех там победил, сначала ряженых иноземцев, а потом и настоящих бусурман, за исключением тех бездуховных европейских подонков, что не гнушаются подло натираться перед поединками прованским маслом. Была и Ивана (а как еще могли звать правильно сориентированного казака?) любовь всей жизни, воздушная гимнастка, потом она разбилась. Временами, после несправедливого поражения в бою или смерти любимой, русский богатырь впадал в депрессию, терял способность к самостоятельному передвижению или возился с трупами, но восстанавливался и снова всех побеждал. Особенно в еще более, чем Европа, бездуховной Америке, откуда он, презрев корысть и вопреки жадности продажных антрепренеров, бежал обратно на святую советскую Русь.

Как ни странно, Поддубного, вернувшегося в 1926 году, не в пример другим возвращенцам не расстреляли и не сгноили в концлагере, в 1930-е годы его жизнь в СССР протекала относительно благополучно, он получал ордена и звания, долго еще выступал, потом спокойно пересидел под немцами, и только после войны голодал, распродавая награды, чтоб покушать напоследок. Но этого в спортивно-патриотической драме, конечно, не показывают и даже не говорят. Вообще в новорусском кино патриотическая драма - это по сути комедия масок: одни и те же актеры в одних и тех же амплуа переходят из картины в картину: Пореченков - бывалый десантник князь Пожарский, Мадянов - мелочный и вечно пьяный подонок при власти и деньгах и т.д. Для комедии масок сюжеты и характеры - категории третьестепенное, важнее ситуации и общий посыл. А посыл понятен - когда, помолясь и перекрестясь, выходят на арену русские силачи, они Америку с Европой, если б те не были такими хитроподлыми, запросто согнут в дугу, как калачи (вот, кстати, еще одна патриотическая картина про казаков незаслуженно забыта - "Калачи"), а пока не согнули - сиди на своем хуторе, пей водку, заскучаешь - в цирк сходи.

Это если в целом. Если в частности - обращают на себя внимание несколько деталей. Во-первых, не до конца раскрыта тема пристрастия Ивана Поддубного к кружевному женскому белью - в Париже сопровождающие лица (тертый старый калач Владимир Ильин и знаток интимных мест Юрий Колокольников) вдвоем не смогли оттащить борца от прилавка дамского магазина. Ну он, конечно, говорил, что жене подарок ищет - но после поражения впал в депрессию и жене вряд ли что досталось, кроме почетной миссии заставить богатыря снова встать с полатей. Во-вторых, если уж речь зашла про жену - с героиней Кристины Шпицы ведь герой Михаила Пореченкова не повенчан, поскольку отец не дал на то благословения и обещал проклясть, а супротив батьки итить - не дело для православного. Видимо, падение гимнастки и ее преждевременная смерть - следствие отцовского проклятия. Но эта тема тоже стыдливо прикрыта - баб на свете много, а семья, как и родина - одна, поэтому немножко потаскав на руках труп возлюбленной, Иван возвращается домой на хутор, где родители и братья встречают его песнями, шутками, застольем. В третьих - по случаю 400-летия дома Романовых и в целом ренессанса православного монархизма в фильме подчеркнута благотворная роль царской фамилии в лице одного из великих князей, который, не в пример выродившимся аристократикам, поддерживает истинно русскую силу в лице Поддубного и именно его стараниями Иван впервые едет на чемпионат в Париж (где богатырь проиграл бой, зато вдоволь пощупал женского белья). В-четвертых, следует уделить особое внимание эпизоду в еврейском ломбарде Нью-Йорка, куда окончательно решивший вернуться на родину герой приносит свои цацки, чтоб собрать денег на билет - а жадные евреи недодают ему необходимые для третьего класса 15 долларов, и тогда великодушные соотечественники, тоже несущие жидам-кровопийцам последние святыни, скидываются богатырю на обратную дорогу.

Наконец, в-пятых, тренером Ивана выступает француз Эжен, которого играет Дени Лаван. За последние годы неоднократно доводилось наблюдать разнокалиберных мировых звезд в новорусских киноопусах - но всегда это либо вышедшие в тираж старперы, которым надо подзаработать для того, чтоб оплатить комнату в приюте покомфортнее, либо заведомо второсортные, в цивилизованном мире изначально маловостребованные персоны. Дени Лаван - случай особый, он, прежде всего, не такая уж мега-звезда в медийном плане и вряд ли рядовой русский (а тем более узбек в трениках) способен опознать его хотя бы в лицо (несмотря на до ужаса колоритную внешность), не то что по имени, а затем, Лаван - актер из совершенно иного кинематографического мира, нежели тот, где производятся поддобные картины. Легко представить в "Поддубном" Эрика Робертса или Майкла Йорка, но видеть Лавана на депилированной груди Пореченкова мне было крайне неприятно и, может быть, это единственный болезненный для меня сюрприз, а что касается прочего - я ничего другого и не ожидал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments