Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Превосходство" реж. Уолли Пфистер

Сразу три актера из числа моих любимцев: Джонни Депп, Пол Беттани и Килиан Мерфи - а играть им нечего, и кино в целом - тягомотина непереносимая. Что вдвойне обидно, поскольку задумку можно было развернуть в нечто действительно интересное. Но "Превосходство" по части зрелищности и увлекательности - произведение совсем унылое, а в плане содержательности - вторичное и морально устаревшее. Глянул на фильмографию режиссера-дебютанта и обомлел - каких там только нет громких названий, и очень много Нолана, с которым Пфистер работал как оператор. Визуально, особенно что касается всяких примочек по части совмещения "реальной" картинки с видео на мониторах, и "Превосходство" выполнено превосходно, ну по крайней мере достойно. Однако режиссер из оператора тут очевидно не получился.

Герой Джонни Деппа, профессор Картер, вместе с коллегами разрабатывает технологию искусственного интеллекта. Нео-луддиты нападают на ученых, небезосновательно полагая, что их работа представляет опасность для человечества. В результате теракта Картер получает смертельное ранение - пуля едва коснулась тела, но была отравлена полонием. За оставшиеся несколько недель жена и уже без пяти минут вдова профессора умудряется, используя наработки погибшего коллеги, перевести сознание умирающего мужа в неорганическую субстанцию и зафиксировать на компьютерных носителях. А затем, по просьбе "очнувшегося" в новом статусе Картера, и подключить его к интернету. Бывшие друзья-товарищи Картера осознают, к чему это ведет. Один из них, Макс (Пол Беттани) связывается с террористами, другой, Джозеф (Морган Фримен) - с властями (в лице героя Килиана Мерфи, который вообще непонятно кто - из ЦРУ ли, из ФБР или, что скорее, из Пентагона). Спустя два года - почему-то очень поздно - они объединяют усилия по борьбе с Картером, который через любящую жену создал в захудалом городишке Брайтвуд посреди пустыни гигантский центр не только по накоплению и переработке информации, но и, с помощью, нано-технологий, по превращению людей, преимущественно увечных, согласных на подобные эксперименты добровольно, в обладающих физической силой, но лишенных воли и разума "гибридов".

Для начала, я не понимаю технологических принципов, на основе которых, с одной стороны, возможно перевести органический интеллект в искусственный, а с другой, каким образом удается распространять нано-материалы через интернет, а не только через дождь. Хотя каким образом это сделать через дождь, я это тоже не понимаю - я не технарь и тут проблема не в том, что такое невозможно (такое в любом случае невозможно, а будь возможно, кино не считалось бы фантастическим), но в том, что и филологу ясно: нано-частицы - это какая-никакая материя, а не цифра, или я не прав? А может, "цифра" как бы отвечает за интеллект, а "нано-технологии" - за тело? Ну да бог с ними, с нано-частицами, с "гибридами" - проблематика фильма, конечно, лежит не в плоскости технологий - они преподносятся как некая данность.

Вопрос ставится об ответственности ученых за последствия их открытий, а конкретнее - о том, что расширение области знаний несет в себе не только благо, но и опасность. Превратившись в виртуальный мега-мозг, Картер с помощью жены создает сначала организацию, а затем и практически армию, угрозу которой понимают не только террористы и военные, но даже и сами ученые, а молодая профессорша спустя два года совместной жизни с интернет-призраком готова стать носителем вируса, чтоб при подключении к сети Картер "заразил" и тем самым разрушил ее. И здесь, конечно, наиболее интересной и выигрышной линией могла бы стать женская драма, где героиня настолько влюблена в мужчину, что после его смерти продолжает жить с призраком, служить ему вопреки здравому смыслу и до поры ставит под сомнение существование остального человечества - такая любовь заслуживает более серьезного отношения, чем предложено в "Превосходстве", и сыграть ее могла бы Кейт Бланшетт, ну как минимум Лив Тайлер, а уж точно не Ребекка Холл.

Другая проблема - кто такой новый, виртуальный Картер: Картер ли это или совершенно самостоятельный, просто использующий данные погибшего человека искусственный интеллект, виртуальный робот, которому человеческие жизни до фени и всякие чувства неведомы? Опять же любопытно на уровне замысла, что Картер, хотя и превращает калек в послушных "гибридов", но никого, не в пример террористам-неолуддитам или военным спецам, не убивает. А под конец фактически добровольно жертвует собой, своей компьютерной системой и ее более чем реальным грядущим торжеством по всей земле, ради спасения любимой профессорши? Если так - вероятно предположить, что компьютерный мозг - в значительной степени человек, и не исключено, гораздо более человечный человек, нежели те, кто ради "спасения человечества" устраивают взрывы, ведут подпольную террористическую деятельность, а ради тактической выгоды готовы союзничать и с сомнительными государственными структурами.

Однако это противоречие едва обозначено - вместо того, чтоб развиться, оно сворачивается в мелодраматический финал с цветочками подсолнуха, прорастающими несмотря на удавшийся (совместными усилиями террористов и военных) интернет-коллапс, в результате которого население осталось без связи, без света и вообще без привычного бытового комфорта - зато, как будто, сохранило человеческий облик. На самом деле, если разобраться, победило не человечество, а худшее, что есть в человеке: невежество, страх, и что особенно обидно, смертное, подверженное старению и гниению тело. Если совсем грубо - победило животное начало. А преодоление превосходства животного над человеческим сегодня (в плане приспособляемости к условиям среды, во всяком случае) - важнейшая задача, стоящая перед цивилизованным миром. Однако неоднозначность, диалектика взаимодействия тела и сознания в картине также не прослежена - убита всякими грошовыми (может, и дорогими, и технически сложными, но содержательно убогими) компьютерными визуальными примочками.

То есть выйти на трансцендентальную проблематику "Превосходству" не удается, преодолеть мелодраматизм ради подлинного психологизма (в частности, женской психологии, души влюбленной женщины) - тоже, и даже объяснить, в чем техническая суть проекта, позволяющего не просто оцифровать хранящуюся в мозге информацию, но буквально перенести сознание из органического носителя в неорганический, а затем и в нематериальный (в том числе сознание обезьяны, где вообще нет информации - стало быть, речь не просто об оцифровке неких данных) режиссер тоже неспособен. Интеллектуально авторы"Превосходства" не продвинулось дальше Айзека Азимова с его этикой для роботов, но когда творил Азимов - и какое у нас тысячелетье на дворе? Хотя бы русских консультантов для большей достоверности пригласили - уж православные-то знают толк в преимуществах животных перед людьми, не говоря уже про полоний и нано-пыль.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments