Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Столетний старик, который вылез в окно и исчез" реж. Феликс Хернгрен (VOICES в Вологде)

Напоследок получил огромное удовольствие от шведского фильма, который в российском прокате представить трудно, поскольку не то чтоб злобный, но все же безжалостный юмор авторов во многих моментах касается России и русских, а русские всегда готовы поржать над другими, но по отношению к себе иронии не переносят (что вообще свойственно дикарям). Главный герой с фамилией Карлссон - старый пироман, доживающий в доме престарелых. В день, когда ему исполняется сто лет, старикашка выпрыгивает в окно, как сказано в заглавии, берет на последние монеты билет в один конец до какого-то безвестного захолустья, но еще на вокзале ему в руки попадает чемодан мотоциклиста-бандита, набитый деньгами. На заброшенном полустанке к нему присоединяется еще один товарищ, потом еще - вечный студент-недоучка, к студенту прилепляется живущая на отшибе бабенка с украденной из цирка слонихой - то есть градус абсурда основной сюжетной линии нарастает шаг за шагом.

Далее криминально-комедийная интрига, связанная с поиском байкерами-бандитами пропавших денег, а полицией - беглого старика, раскручивается параллельно с пунктирным пересказом весьма примечательной биографии героя, который прожил всю мировую историю вместе с 20-м веком. Начиная с его отца-революционера, который ратовал за противозачаточные колпачки, бежал от шведских клерикалов в обожаемую революционную Россию и там был русскими расстрелян. Сам Карлссон с детства любил все взрывать, в результате чего вырос в психушке, откуда его выписали после того, как врач, спец по расовой биологии, принял решение о его кастрации. Кастрированный Карлссон едет в Испанию сражаться за республиканцев, спасает там жизнь генералу Франко и становится его другом, получая в подарок от диктатора пистолет. Затем оказывается в Америке и принимает участие в "манхэттенском проекте", подружившись на испытании ядерной бомбы с вице-президентом Гарри Трумэном и получив от него в подарок зажигалку. Поддавшись уговорам советского физика Юлия Попова, Карлссон был вывезен на подводной лодке в Москву, но пообщавшись со Сталиным и Калашниковым, оказался в ГУЛАГе вместе с дебиловатым братом Эйнштейна, похищенным русскими по ошибке вместо Альберта; бежал из лагеря и, рассекретив русского шпиона на приеме у де Голля, стал двойным агентом ЦРУ и КГБ, снова оказавшись в России. Фантасмагорическая историко-биографическая линия с колоритнейшими и при этом совсем не "клюквенными" Франко, Сталиным, Труменом, де Голлем и т.д. смыкается с криминально-авантюрной через сына Юлия Попова, которым Карлссон после его смерти продолжал поддерживать отношения. Олег Попов (интересно, случайное совпадение?!) стал олигархом и на частном самолете вывозит всю компанию на Бали.

Собственно, исторический план и делает картину отличной от множества других произведений о похождениях не стареющих душой ветеранов, стариках-разбойниках и т.п., от немыслимого количества фильмов про "карты, деньги, два ствола": псевдоисторические скетчи с участием Франко, Сталина и Трумэна не просто разбавляют действие, они придают нелепым поступкам персонажей в настоящем дополнительный объем и смысл - точнее, объясняют бессмыслицу происходящего через историю, где случилось столько всего нелепого, а человечество тем не менее выжило и перевалило в следующий век, как и Карлссон. Характерный для скандинавского мышления вывод: старикам тут место.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment