Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Натюрморт" реж. Уберто Пазолини (VOICES в Вологде)

Итало-британская копродукция в англоязычном оригинале называется "Still life", что можно перевести и как "натюрморт", и как "Остановившаяся жизнь". Главный герой, муниципальный служащий Джон Мэй, из своих 44 лет 22 проработал в ритуальном отделе, собирая информацию о близких тех людей, которые умерли в одиночестве, на случай, если у кого-то возникнет желание проводить покойников в последний путь. У самого Джона нет родни и он уже заранее присмотрел для себя место на кладбище, очень удачное, под сенью плакучего дерева. А вся его жизнь - это работа, которую он еще и в силу собственного одиночества принимает очень близко к сердцу. Потому его новый начальник и увольняет "по сокращению" - за "медлительность" (Джон неделями разыскивает родственников людей, при жизни никому не нужных, при жизни писавших сами себе письма от имени домашних кошек и после смерти обнаруженных соседями по запаху) и "расточительность" (вместо причитающейся по закону кремации Джон хоронит своих "клиентов" в соответствии с их прижизненными религиозными убеждениями). Его последним заданием становится дело старика Уильяма Коутса, жившего, по удивительному совпадению, в квартире окнами напротив Джона.

Мистер Мэй скрупулезно проводит расследование, но никто из знавших Уильяма в разные годы его жизни не спешит на похороны: ни давняя сожительница, ни дочь от первого брака. Но мистер Мэй не унимается, ему удатся разыскать в доме для ветеранов-инвалидов армейского товарища, с которым Уильям служит в десанте на Фолклендах и спас тому жизнь, а на церковной паперти - бродяг, с которыми Уильям бомжевал, знавших также и последнюю его любовь, споившую его алкоголичку. Последняя сама уже три года как на кладбище, и Джон выбивает для Уильяма местечко по соседству с ней. А в процессе розысков между Джоном и Келли, дочерью Уильяма, подвизающейся в приюте для собак, возникает взаимная симпатия, после похорон отца она назначает ему встречу, Джон идет покупать чашки с картинками собачек и на выходе из магазина его сбивает насмерть огромный красный автобус. Но дело его не пропало. Уильяма все-таки пришли проводить дочь, бывшая сожительница, сослуживцы по десантуре, приятели-бомжи, и ложится он в землю рядом с бывшей подружкой. Все-таки Уильям был, видимо, неплохим человеком и неординарной личностью: в тюрьме, к примеру, он три с половиной минуты провисел, уцепившись зубами за ремень - собирал деньги на благотворительность. А пока с ним прощаются, мимо провозят катафалк с телом Джона, сопровождаемый лишь священником.

Тема разработана мастерски и с большим вкусом, которому режиссера не хватило самую малость только для финала, когда призраки сопровожденных Джоном в последний путь одиночек приходят склониться над его могилой в отсутствие дерева, которое больше не склоняется, его спилили - здесь кончается искусство и начинается "хотиненко" (как я это называю). Может показаться слишком предсказуемым выбор Эдди Марсана на главную роль - актер замечательный, но за ним уже закрепилось амплуа таких вот погруженных в себя одиночек. Меня "Натюрморт" не устраивает в первую очередь на уровне постановки проблемы. Все, что происходит с человеком до его смерти, важно лишь постольку, поскольку определяет то, что с ним произойдет после смерти - в конце концов, со смертью каждый остается наедине, независимо от числа провожающих у гроба. Если смерть, ну или, точнее, похороны - это абсолютный конец, тогда сопутствующие обстоятельства значения не имеют. Лет в двадцать меня ужасно, панически огорчало, что никто не придет на мою могилу, а теперь мне все равно. И вообще, как сказал еще Вильям наш Шекспир, нынче пошел такой покойник, что едва дотягивает до похорон.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments