Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Злоупотребление слабостью" реж. Катрин Брейя (VOICES в Вологде)

Если судить по кино, главный герой нашего времени - паралитик: фильмов про людей, прикованных к постели, игровых и документальных, с каждым годом все больше. Для Катрин Брейя, впрочем, это отчасти автобиографический мотив - она пережила инсульт. С другой стороны, героиня Изабель Юппер, кинорежиссер Мод Шайнберг, после инсульта осталась со скрюченной левой рукой и ходит не без труда, время от времени падает и корчится, а в остальном вполне дееспособна. Настолько, что увидев по телевизору в ток-шоу колоритного уголовника Вилко, отсидевшего 12 лет в гонконгской тюрьме за мошенничество, она решает снять с ним кино. Вилко вроде бы соглашается но тянет из нее деньги как бы в долг, увечная Мод подписывает один чек за другим на сотни тысяч евро, пока средства не иссякают, затем Вилко пытается привлечь ее к контрабанде валюты, предлагает сомнительные инвестиционные проекты, одновременно измываясь, отказывая в элементарной физической помощи. Мод - большая девочка, у нее замужняя дочь и внук, а еще мать-маразматичка, и легче всего предположить, что у героини наряду с рукой также парализован мозг - с такими чистыми мыслями она отдает огромные деньги грязному жулику, причем заранее зная, с кем связалась. Когда разоренная женщина предстает перед "семейным судом" и родня в шоке от того, сколько она потратила на афериста, Мод может в свое оправдание сказать одно: "Это была я, но не я"

Работа Изабель Юппер тут уж конечно поинтереснее, чем в убогой "Круговерти" Марка Фитусси, тем более что здесь речь вряд ли идет о сексуальном влечении, она - полупарализована, а он - женат и у него маленький ребенок, и для уголовника семья имеет особое значение, хотя супругу Вилко кидает тоже. Списывать поступки Мод на состояние здоровья Брейя вряд ли правильно. Логичнее всего предположить, что для нее история взаимоотношений Мод и Вилко - аллегория, или, как выражаются просвещенные киноведы, "парабола". У Брейя, вероятно, имелись также вполне определенные соображения насчет мужского-женского - прежде, до инсульта, она только этим и занималась, до предела дойдя в "Порнократии", где героиня вставляла своему любовнику в жопу грабли:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/27724.html

В последние годы - инсульт подействовал - Брейя вроде бы успокоилась. Мне очень понравилась ее современная (условно говоря) сказка "Синяя борода", которая в прокате не шла, но один раз был показана на летнем фестивале в "35 мм":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1794792.html?nc=1

Но, кажется, в "Злоупотреблении слабостью" опять взялась за свое. Только эту работу при всем желании трудно воспринимать как комедию - не в пример "Порнократии" и предшествующих ей фильмов. И все-таки у меня к Катрин Брейя остается какая-то особая слабость еще с того момента, когда - уже больше десяти лет назад! - на ММКФ я посмотрел (пропуская банкет!) ее "Узкий пролив" и впечатление осталось настолько сильным, что впоследствии ни одна из последующих ее вещей не смогла меня окончательно в ней разочаровать. Хотя в новой своей картине режиссер все-таки чересчур злоупотребляет доверием зрителя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments