Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Враг" реж. Дени Вильнев в "35 мм"

Вообще-то роман Сарамаго, экранизированный Вильневом, называется "Двойник". Но поскольку только что выходил "Двойник" с Джесси Айзенбергом, два "Двойника" - это было бы слишком, уже просто смешно. Да и какая разница: двойник твой - враг твой. Однако, казалось бы, Джейк Гилленхалл для подобных историй подходит гораздо лучше, чем Джесси Айзенберг - но и фильм в целом, и даже роль, точнее, обе роли, у Айзенберга гораздо интереснее.

Герой, то есть один из двух героев "Врага", преподаватель истории Адам Белл обнаруживает "себя" в неведомом ему доселе фильме "Кто хочет - тот сумеет", причем уже после просмотра картины - сначала во сне, а потом уж проверяет по компьютеру. Они этот фильм и смотреть не хотел, да коллега надоумил, а отношения с подружкой разладились, вот он и взял запись от нечего делать. По титрам Адам через интернет определяет имя "двойника" - Дэниел Сент-Клэр. Потом выясняется, что Дэниел на самом деле - Энтони, и просто Клэр. Картина, присоветованная доброжелательным коллегой, называется "Кто хочет - тот сумеет". Дэниел Сент-Клер (Энтони Клер) играет там носильщика в шикарном отеле - секундный эпизод. Еще в фильмографии актера, как убедился Адам - роли официантов, пассажиров поезда, короче, "кушать подано". И все бы ничего, но у себя в столе Адам обнаруживает обрывок фотографии, где его, а может и Энтони, обнимают женские руки - остальное изображение спутницы оторвано. В актерском агентстве Адаму, не отличив от Энтони Клэра, отдают адресованный последнему пакет. Вызнав телефон и адрес Энтони, Адам с ним связывается, попадая сначала на беременную жену двойника. Он ищет встречи, а встретившись, жалеет о случившемся: не только внешность вплоть до шрама на теле, но и голос, интонации, взгляд - все один в один. У Адама тоже есть подружка - только не беременная (ее играет невзрачная Мелани Лоран), и Энтони, почему-то взяв в голову, что Адам спал с его женой, предлагает Адаму "сквитаться": он хочет под видом Адама забрать его пассию на ночь.

Почему Адам соглашается на "мену" - невозможно объяснить никакими фантастическими условностями. При том что вполне "реалистично" Адамова подружка распознает в Энтони чужака - благодаря следу от обручального кольца на пальце - Адам-то никогда не был женат. Вообще двойники - тема благодатная, но скользкая, и слишком уж заезженная: Гофман, Гоголь, Достоевский, Кафка, Дюрренматт, а тут еще и многоуважаемый (покойный) нобелевский лауреат из Португалии подтянулся. Учитывая "бэкграунд" Вильнева, я бы не удивился, если бы двойники-Джиленхаллы, Энтони (Дэниел) и Адам оказались разлученными в результате военного конфликта братьями-близнецами - как в "Пожарах":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2121593.html

Но "Враг", наоборот, стремится как можно дальше от какого бы то ни было правдоподобия и логики, хотя бы и фантастической, и в этом стремлении доводит условность до откровенного абсурда. В сюрреалистическом прологе герой присутствует на неком ритуально-сексуальном действе с участием обнаженных красавиц и огромного мохнатого паука в серебряном блюде, далее над мирным канадским городом ползают гигантские, будто инопланетные, пауки, и в финале герой видит такого же восьминого мохнатого монстра в комнате. Но и без не весть откуда взявшихся членистоногих хватает загадок. Мать Адама (эпизод Изабеллы Росселини) в разговоре с сыном впроброс замечает, что надо бы ему успокоиться и, имея квартиру, работу и подружку, не вспоминать о неудавшейся карьере третьесортного актера. А жена Энтони, со своей стороны, не узнавая в переодетом Адаме своего супруга (пока Энтони гулял с его подружкой, Адам пришел к жене Энтони, вот такая рокировочка-загогулина), тем не менее спрашивает невзначай, как там у него в школе. А уж консьерж в лифте подъезда Энтони несет совсем уж что-то невразумительное - про то, что вернуться и повторить, но понимает - невозможно, видимо, имея в виду ту сюрреалистическую сцену пролога. Все эти вопросы без ответов и ребусы без отгадок - видимо, предполагается - должны сформировать пространство психологического напряжения для героев-двойников, сплести липкую паутину подозрений и предчувствий. Похожие потуги наблюдались в "Пленницах", но там хотя бы развитие к чему-то да приводило:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2669750.html

А поскольку во "Враге" ни главный мотив (двойники) не развивается, ни сюжет (с подменой одного двойника другим) никуда не ведет, получается очередная претенциозная поделка, где даже актерские возможности Гилленхалла использованы не то что не вдвойне, но даже и не наполовину. Да и был ли в реальности хоть один их двух героев - может, и одного-то не было? Между тем фильму предпослан эпиграф: "Хаос - это порядок, который надо расшифровать". А герой - Адам, то есть - рассказывает ученикам на лекциях про используемые диктатурами способы контроля за индивидами. Для большей доходчивости ссылаясь сначала на Гегеля - "все величайшие события повторяются", а затем и на Маркса - тоже насчет повторения истории "один раз как трагедия, другой как фарс". Вот и расшифровывай, кто подсылает преподавателю пауков во сне - ЦРУ или КГБ, но кто хочет - тот сумеет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments