Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Гроза" А.Островского в "Современнике", реж. Нина Чусова (телеверсия)

Подумать только - десять лет назад Нина Чусова, которая сейчас халтурит по провинции, гремела как самый, ну наряду с только что приехавшим Серебренниковым, многообещающий режиссер своего поколения, куда там было Богомолову или Карбаускису с их первыми, небезынтересными, но скромными опытами. И ведь Чусова не просто пиарилась, а действительно выпускала порой прекрасные спектакли. "Гроза" тогда показалась мне очень интересной и неожиданной:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/47832.html

Сейчас, пересматривая запись, обращаешь внимание: Разуваев и Олешко еще в хорошей актерской форме, Яковлева старается по возможности отходить от уже наработанных к тому моменту штампов, но главное - как все у Чусовой придумано и выстроено толково! Присущая мышлению Чусовой безвкусица, впрочем, проявляется уже здесь - еще в уместных формах и умеренных масштабах, но тем не менее: праздничное застолье в самом начале спектакля, интермедия с любительской постановкой "Снегурочки" Островского, финал, где Катерина (Хаматова) карабкается по веревочной лестнице, то есть "бросается" не вниз, в реку, а "вверх", в небо (после "К.И." Гинкаса это всегда выглядит банальностью). Со "Снегурочкой", впрочем, хоть и смотрится она несколько уродливо, придумано-то занятно: сталкиваются жар и холод, сопоставляются сказочная героиня и героиня "реальная". Вообще в чусовской "Грозе" много любопытного: и инфантильный Тихон в исполнении Максима Разуваева (все пищит "мама" да "мама", как телок), и полоумный, с навязчивыми идеями горе-энтузиаст Кулигин (Александр Олешко), и Варвара, превращающаяся из подслеповатой и полноватой ботанички-книгочейки, любительницы сказок, в гулящую девку. Несколько невнятный, правда, Дикой-Владислав Ветров, но все равно - несмотря на огрехи записи давно ушедший из репертуара (задолго до ухода Яковлевой из театра) спектакль смотрится хорошо. В телеверсии даже явственнее проступает мысль, насколько Катерина в родительском доме привыкла к свободе, и ей легче умереть, чем предпочесть альтернативный вариант и превратиться в Кабаниху, а третьего в людоедском городе с его жестокими нравами не дано.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments