Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Критик, или Репетиция одной трагедии" Ч.У.Стэнфорда в БЗК, дир. Г.Рождественский, реж. М.Кисляров

Из двенадцати концертов трехлетнего цикла "Туманный Альбион" я пропустил, кажется, только два - в самый первый год, потом ходил уже последовательно, аккуратно. С английской музыкой Рождественский, пообещав в будущем абонемент из месс Моцарта (до которого всем надо еще дожить), распрощался, напоследок представив театрализованную версию оперы Чарльза Уиллерса (Вильерса в другой транслитерации) Стэнфорда "Критик". Конечно, это не "опера", а скорее музыкальный фарс на материале пьесы Шеридана. Г.Н. перед началом приводил бесконечные цитаты великих творцов в пользу ничтожности критиков, а в одной из пауз уже при исполнении еще и пнул задним числом неназванную критикессу из газеты "Коммерсант", в свое время не оценившую остроумный ход Гайдна в 60-й симфонии (где по замыслу автора дирижер в финале останавливает якобы расстроенный коллектив и, перестроив, начинает заново) и упрекнувшей оркестр в скверной работе. Однако произведение Стэнфорда в равной степени пародирует, высмеивает как штампы критического восприятия, так и творческой работы - композитора, либреттиста, дирижера. Другое дело, что это штампы даже не позапрошлого, а позапозапрошлого века, с тех пор множество новых наросло, а некоторые прежние, наоборот, отмерли естетвенным образом.

Зато музыка Стэнфорда, самого известного ирландского композитора своего времени (то есть никому не известного на самом деле) - не великая, но неплохая сама по себе. Отчасти "Критик", написанный в 1915 году, перекликается с созданной примерно в то же время "Вампукой" Эренберга, но если в "Вампуке" преобладает эксцентричное, пародийное начало, то в "Критике", помимо чисто фарсовых перипетий, с перебранками композитора и критика, монологами дирижера, суетой суфлера и т.п. можно выделить самодостаточные в музыкальном плане фрагменты, пригодные для концертного исполнения. В этом смысле более академичный формат при первом (и явно последнем, если только М.С.Кисляров не захочет взять ее в репертуар Камерного музыкального театра впридачу к "Трем Пинто" и "Четырем самодурам") представлении русскоязычной версии "Критика" был бы уместнее, предпочтительнее. Избыточная театрализация - "говорящие" персонажи в ложе, а поющие - в глубине сцены, к тому же наряженные в бэушные костюмы из репертуарного спектакля театра им. Б.Покровского "Концерт для Пульчинеллы с оркестром", финальный проход "Темзы с берегами" через весь зал, суетливый "суфлер" (мало того, что переодетая актриса, так еще и выступающая по ходу действия за всех третьестепенных персонажей) - все это, если честно, в значительной степени от музыки отвлекало. Мне скорее ближе в подобных случаях "лекционный" подход, который Г.Н. продемонстрировал на предпоследнем вечере абонемента, когда звучали Оливер Нассен, Сирил Скотт и Уильям Уолтон:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2838272.html


Питер Максвелл Дэвис, Фредерик Дилиус -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2832766.html

Чарльз Хьюберт-Хейстингс Пэрри, Леннокс Беркли -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2828014.html

Майкл Типпет, Арнольд Бакс, Эдвард Элгар

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2696648.html

Майкл Типпет, Констант Ламберт, Фрэнк Бридж -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2692829.html

Майкл Типпет, Джон Айрлэнд, Артур Блисс -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2664160.html

Майкл Типпет, Густав Холст -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2659404.html

Бенджамин Бриттен -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2283975.html

Всего по статистике, озвученной самим Г.Н. - 20 авторов и 38 их произведений из "немузыкальной" Англии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments