Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Бенуа де ла данс 2014 в Большом

Главные "звезды" 22-го Бенуа - члены жюри. Тут без вопросов - как на подбор: Аньес Летестю, Ана Лагуна, Карла Фраччи - что за имена, что за люди! А мы на пресс-пати в "Метрополе" еще и с мужем Карлы Фраччи познакомились, причем он сам ко мне обратился - такой забавный дядечка, потом все время в шапочке ходил и особенно любезно с безумной феей здоровался. К сожалению, набор номинантов и тем более список лауреатов при таком статусном жюри выглядит сомнительно, если не жалко, не говоря уже о том, что из основных призеров на церемонии вручения наград присутствовала только одна победительница, остальные (включая даже Ратманского!) не приехали, и на фоне бьющих фонтанов, выстроенных на сцене Большого, отсутствие лауреатов выделялось еще более досадно. Гала-концерт, по крайней мере, наконец-то обошелся без Бэлзы - пускай Стычкин и называел Малера - МалЕром, а Александрова, утешая его, сама запиналась того пуще, но это было живо и вообще недолго. А вот концерты могли быть и подольше, и понасыщеннее, и главное - в принципе качественнее.

Первое отделение вообще огорчило, при том что казалось многообещающим в силу преобладания современных и эксклюзивных номеров. Дуэт из "Песни о земле" на музыку, соответственно Малера (а не МалЕра!) - чувственный, но не слишком изобретательный (хореография Маурисио Вайнрота, уже немолодого дяди, который номинировался и приезжал). Получше оказалось изысканно-графичное "Жертвоприношение", но простоватое по драматургии, какой-то стилизованный ритуал, когда под конец героиню облачают в ярко-алое одеяние (хореограф Бо Фэй - тоже номинант и тоже присутствовал). "Лабиринт одиночества" - нехитрое соло полуголого солиста балета Венской оперы Кирилла Курляева в постановке Патрика де Бана - банальность, одно слово. Дуэт из "Веселой вдовы" - третьесортная провинциально-азиатская псевдо-неоклассика. Виттория Валерио и
Клаудио Ковьелло станцевали дуэт из "Ромео и Джульетты" МакМиллана - ясноглазый симпатичный мальчик, но в профессиональном плане - ничего выдающегося, слабосильный в поддержках к тому же. Уже не очень юная американка Эшли Боудер в паре с Семеном Чудиным под занавес первого отделения неплохо исполнила па-де-де из "Сильфиды" Бурнонвиля, но "Сильфида" меня заведомо не могла порадовать.

Второе отделение, пусть куцее, оказалось интереснее малость. Даже затасканные "Бриллианты" Баланчина Лора Эке и Одрик Безар из балета Парижской оперы исполнили не только технично и чисто, но и с неожиданным для чисто декоративного балета внутренним драматизмом. Занятный, наверное, спектакль - "Джульетта и Ромео" Матса Эка, в отсутствие которого на Бенуа отметились его жена и брат (причем Ана Лагуна - член жюри, а Никлас Эк - номинант, оставшийся без награды и не участвовавший в концертах!), однако по короткому женскому дуэту - можно предположить, что это были Джульетта с Кормилицей - о постановке в целом судить сложно, а сам по себе дуэт - ну дуэт как дуэт. Возникло желание увидеть целиком и "Золушку" Ренато Занеллы - не думаю и не похоже, что это великое произведение и новое слово в балетном искусстве, но придумано оригинально: "Золушка" на музыку бальных танцев Иоганна Штрауса - мы же увидели только эпизод, где с туфелькой в руках героиня в кресле начинает грезить о принце, который не замедлив, является к ней полуобнаженный (и уже немолодой, если говорить об исполнителе конкретном). Больше всего захотелось увидеть полностью "Кастратов" Начо Дуато - трио из Гонконгского балета (причем китайцев только двое, а третий - голландец) представило фрагмент настолько ярко и убедительно. Закончился первый вечер, как водится, большой классикой - гран па из "Дон Кихота" с участием Кретовой, Тихомировой и номинанта Тимура Аскерова, азербайджанца из Мариинского (в последние годы) театра, парня, несомненно, талантливого и эффектного, но в танце на столь ответственном мероприятии не избежавшего очень заметных технических помарок.

В гала-концерте второго дня особенно примечательным обещало стать первое отделение, составленное как некое "посвящение Дягилеву". Но фокинское "Видение розы" в исполнении уже знакомой по первому дню итальянской пары Виттория Валерио-Клаудио Ковьелло тянуло в лучшем случае на приличный экзаменационный показ, никак не на полноценный концертный номер - исполнители вроде все более-менее правильно делали, но с таким напряжением, им, и особенно смазливому на физиономию номинанту Ковьелло настолько не хватало легкости, чувства стиля, что и сама постановка оставляла впечатление давно списанной в утиль музейной поделки, утратившей свою культурную актуальность. Моноспектакль - а это даже по хронометражу не просто номер - "LE BADINAGE" Фернандо Ромеро, который в стиле фламенко и с помощью теней на огромном, развернутом вполоборота к залу киноэкране "освоил" музыку "Весны священной" Стравинского - я бы назвал провалом, несмотря на виртуозность отдельных движений, которые в отсутствии общей идеи не спасают. Сначала появляются за проемами задника руки в подсвеченном дыму, затем возникает целиком немолодой танцовщик и, что кажется бесконечно долгим, демонстрирует фламенковские па в сопровождении фонограммы "Весны священной" - может, для двухминутного экзерсиса мысль и неплохая, но действо длилось, сдается мне, больше четверти часа, и выдержать это было очень трудно. То есть из трех опусов, согласно общей "шапке", "вдохновленных Дягилевым", по-настоящему приятно удивил лишь дуэт "Фавн" Сиди Ларби Шеркауи на музыку Дебюсси и Соуни, и то в первую очередь благодаря не хореографу, а исключительной индивидуальности исполнителя Джеймса О'Хара: потрясающая энергетика, фантастическая пластика, дикая грация, умение работать в дуэте с партнершей (не особенно примечательная Оливия Анкона), но при этом - личность, за каждым движением видна личность артиста, что имеет принципиальное значение.

Зато после антракта, когда уже можно было совсем скиснуть от одного только ожидания всяческих "гран па", дело пошло повеселее, хотя и не сразу: дуэт из "Ромео и Джульетты" Кристиана Шпука не порадовал ни хореографией (я бы вообще не говорил в данном случае о хореографии, потому что танца почти нет - примитивная пантомима), ни исполнением (Катья Вюнше и Уильям Мур - уже довольно зрелого возраста танцовщики, может, в предложенном пластическом материале им просто делать было нечего, да и чисто визуально Джульетта в красном платье и Ромео в сеточке-безрукавке смотрелись пошловато). Но Па де де из "Фестиваля цветов Дженцано" Бурнонвиля, которое станцевали солисты Датского королевского балета Жэм Крэндел и Албан Лендорф вышел симпатичным, по крайней мере, артисты показали определенный класс профессионализма. Впрочем, настоящий класс за два дня мы увидели, и это предсказуемо, однажды - когда на сцену вышли Люсия Лакарра и Марлен Дино. То есть это даже не просто высокий профессионализм - это искусство в полном смысле слова. "Три прелюда Рахманинова" в постановке Бена Стивенсона - вряд ли революционное произведение, но какое же удовольствие, наслаждение наблюдать и за сложными технически движениями, за рискованными поддержками, и вместе с тем за простейшими жестами, поворотами головы - у артистов масштаба Лакарры и Дино (при том что я, в отличие от безумной феи, не то чтоб фанат Лакарры, просто невозможно не отдать ей справедливость) сложное и простое одинаково наполнены и эмоцией, и смыслом, который идет не просто от хореографического текста, но от самого актера-соавтора (про технику я вообще молчу!) Первая часть триптиха - экзерсис у балетного станка, вторая - самая драматичная, третья - более просветленная и расслабленная, все вместе выстраивается драматургически в завершенное высказывание, где нет случайных элементов - хотя очевидно, что заслуга танцовщиков здесь первостепенна, в другом составе тот же "текст" едва ли кого-нибудь зацепил бы. Далее снова Эшли Баудер, как и накануне, танцевала классику с Семеном Чудиным - вполне удачно, хотя и предсказуемо. Кондаурова и Сергеев показали дуэт из балета МакГрегора "Инфра" - короткий и достаточно интересный номер, к сожалению, слегка потерявшийся в разномастной программе. Ну и под конец - "большое классическое па" Гзовского в исполнении Анастасии Колеговой и Тимура Аскерова, в принципе, очень достойном, только после МакГрегора, с одной стороны, и Лакарры с Дино - с другой, смотреть такое особенно тягостно, и осознание, что Россия также и в области балета - беспросветная глухомань, находит снова и снова наглядное подтверждение.



Г. Малер. Дуэт из балета «ПЕСНЬ О ЗЕМЛЕ»
Хореография Маурисио Вайнрота – дипломанта Бенуа де ла Данс и номинанта Бенуа-2014
Исполняют:
Солисты Современного балета Театра Сан-Мартин (Буэнос-Айрес):
Ивана САНТАЭЛЬЯ,
Херардо МАРТУРАНО

С. Намчилак. «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ»
Хореография Фэй Бо — номинанта Бенуа-2014
Исполняют:
Солисты Национального балета Китая:
ЦЮ ЮНЬТИН,
ЧЖАН ЯО

Т. Виталe. «ЛАБИРИНТ ОДИНОЧЕСТВА»
Хореография Патрика де Бана – дипломанта Бенуа де ла Данс и номинанта Бенуа-2014
Исполняет:
Солист Венского государственного балета
Кирилл КУРЛЯЕВ

Ф. Легар. Дуэт из балета «ВЕСЁЛАЯ ВДОВА»
Хореография Рональда Хайнда.
Исполняют:
Солисты Балета Гонконга
ЛЮ ЮЙ ЯО — номинант Бенуа-2014
ЛИ ЦЗЯ-БО

С. Прокофьев. Дуэт из балета «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
Хореография Кеннета МакМиллана.
Исполняют:
Солисты Театра Ла Скала:
Виттория ВАЛЕРИО
Клаудио КОВЬЕЛЛО — номинант Бенуа-2014

Г. Лёвенскольд. Па де де из балета «СИЛЬФИДА».
Хореография Августа Бурнонвиля.
Исполняют:
Солистка Нью-Йорк Сити балета
Эшли БОУДЕР – номинант Бенуа-2014,
Солист Большого театра России
Семён ЧУДИН – лауреат Бенуа де ла Данс.

АНТРАКТ

П. Чайковский. Дуэт из балета «БРИЛЛИАНТЫ»
Хореография Джоржа Баланчина © The George Balanchine Trust
Исполняют:
Солисты Парижской национальной оперы
Лора ЭКЕ — номинант Бенуа-2014,
Одрик БЕЗАР — номинант Бенуа-2014,

П. Чайковский. Фрагмент из балета «ДЖУЛЬЕТТА И РОМЕО»
Хореография Матса ЭКА — лауреата Бенуа де ла Данс.
Исполняют:
Солистки Шведского Королевского балета:
Марико КИДА – номинант Бенуа-2014,
Ирина ЛАВРЁНОВА

И. Штраус. Дуэт из балета «ЗОЛУШКА»
Хореография Ренато Занеллы
Исполняют:
Солисты Театра Колон:
Надя МЮЗИКА – номинант Бенуа-2014,
Хуан Пабло ЛЕДО — номинант Бенуа-2014.

А. Вивальди. Фрагмент из балета «КАСТРАТЫ»
Хореография Начо Дуато — лауреата Бенуа де ла Данс.
Исполняют:
Солисты Балета Гонконга:
ШЭНЬ ЦЗЕ – номинант Бенуа- 2014,
ЛИ ЦЗЯ-БО
Франк ван ТОНГЕРЕН

Л. Минкус. Grand Па из балета «ДОН КИХОТ»
Хореография Aleksandra Gorskogo.
Исполняют:
Солисткu Большого театра России:
Кристина КРЕТОВА,
Pervaya variatsia;
Anna Tихомирова,
первая вариация,
Дарья Бочкова, вторая вариация
Солист Мариинского театра
Тимур АСКЕРОВ — номинант Бенуа-2014,

Режиссёр концерта –
Заслуженный работник культуры РФ
Лауреат Премии Правительства РФ
Андрей МЕЛАНЬИН

Художник концерта –
Сергей ТИМОНИН

Художник по свету –
Сергей ШЕВЧЕНКО

Автор текста –
Александр КОЛЕСНИКОВ

Звукоинженер –
Андрей ВОЛКОВ

Мастер сцены –
Богдан ШТЕПА

Режиссёры, ведущие спектакль, —
Андрей МЕЛАНИН, Владимир ЩЕРБАКОВ,
Михаил MИНЕЕВ

Заведующий художественно-постановочной частью –
Igor СУВОРОВ

Художественный руководитель
Программы – БЕНУА ДЕ ЛА ДАНС
Юрий ГРИГОРОВИЧ

Председатель правления Центра Бенуа –
Заслуженный деятель искусств России
Регина НИКИФОРОВА

Артистический директор –
Нина КУДРЯВЦЕВА-ЛУРИ

Официальный фотограф –
Михаил ЛОГВИНОВ

Координатор проекта –
Ольга ГОРЧАКОВА

Административно-финансовая группа –
Валентина ДМИТРЕНКО
Людмила РАДОМСКАЯ

Benois de la Danse выражает благодарность
Посольствам США в Аргентине, a также художнику Павлу Коплевичу.

Художественный руководитель балета
Большого театра России
Народный артист России
Сергей ФИЛИН

Музыкальный руководитель
Большого театра России
Туган СОХИЕВ


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ
ГАЛА-КОНЦЕРТ
«ЗВЁЗДЫ БЕНУА ДЕ ЛА ДАНС –
ЛАУРЕАТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ»

I ОТДЕЛЕНИЕ
«ВДОХНОВЛЕННЫЕ ДЯГИЛЕВЫМ»
К. М. фон Вебер
«ВИДЕНИЕ РОЗЫ»
хореография Михаила Фокина
солисты театра Ла Скала
Виттория ВАЛЕРИО,
Клаудио КОВЬЕЛЛО - номинант Бенуа-2014

И. Стравинский
LE BADINAGE на музыку первой части «Весны Священной»
хореография Фернандо Ромеро
Фернандо РОМЕРО – лауреат Бенуа де ла данс



К. Дебюсси и Н. Соуни
«ФАВН»
хореография Сиди Ларби Шеркауи - лауреата Бенуа де ла данс
Оливия АНКОНА
Джеймс О’ХАРА
Художник по свету - Сергей Шевченко (по оригинальному дизайну Адама Каре)
Художник по костюмам - Хуссейн Шалаян
Продюсер Sadler's Wells
Продюсеры: Theatre National de Chaillot (Paris), Monaco Dance Forum, Teatre
Nacional de Catalunya, Mercat de les Flors (Barcelona), Opera de Dijon, Grand Theatre
de Luxembourg.

II ОТДЛЕНИЕ
С. Прокофьев
Дуэт из балета «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
хореография Кристиана Шпука – дипломанта Бенуа де ла данс
солисты Цюрихского балета
Катья ВЮНШЕ - дипломант Бенуа де ла данс
Уильям МУР
Э. Хельстед, Х. С. Паули
ПА ДЕ ДЕ из балета «ФЕСТИВАЛЬ ЦВЕТОВ В ДЖЕНЦАНО»
хореография Августа Бурнонвиля
солисты Королевского Датского балета
Жэм КРЭНДЕЛ
Албан ЛЕНДОРФ – лауреат Бенуа де ла данс
С. Рахманинов
«ТРИ ПРЕЛЮДА»
хореография Бена Стивенсона
солисты Баварского государственного балета
Люсия ЛАКАРРА – лауреат Бенуа де ла данс



П. Чайковский
ПА ДЕ ДЕ
хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust
солистка Нью-Йорк сити балета
Эшли БОУДЕР – номинант Бенуа-2014,
солист Большого театра России
Семен ЧУДИН – лауреат Бенуа де ла данс
М. Рихтер
Дуэт из балета «ИНФРА»
Хореография Уэйна МакГрегора – лауреата Бенуа де ла Данс.
Исполняют:
Солисты Мариинского театра
Екатерина КОНДАУРОВА – лауреат Бенуа де ла Данс,
Александр СЕРГЕЕВ – дипломант Бенуа де ла Данс.
Д.Ф.Э. Обер
БОЛЬШОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПА
Хореография Виктора Гзовского
Солисты Мариинского театра
Анастасия КОЛЕГОВА
Тимур АСКЕРОВ - номинант Бенуа-2014
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments