Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Дьявол - это женщина" реж. Джозеф фон Штернберг, 1935

В основе сценария (написанного, что удивительно, модным в 1920-1930-е годы прозаиком Дос Пассосом, по меркам своего времени числившимся модернистом и чуть ли не авангардистом за "монтажные" приемы композиции) - все тот же роман Пьера Луиса "Женщина и паяц" ("Женщина и марионетка" в другом переводе - возможно, более точном), что спустя сорок с лишним лет послужил основой для последнего и знаменитого фильма Бунюэля "Этот смутный объект желания". Оказывается - я не знал - существует еще одна, вроде бы наиболее близкая к литературному оригиналу, экранизация романа - одноименный фильм 1959 года, поставленный Жюльеном Дювивье, но я его не видел. Бунюэль с Каррьером в 1977 году сделали безусловный шедевр, главную героиню там сыграли Анхела Молина и Кароль Буке - ссора режиссера с одной исполнительницей и замена ее на другую прямо в разгар работы оказалась одним из определяющих для фильма концептуальных моментов, но для Бунюэля важна и обстановка, в которой герой Фернандо Рея преследует свой "объект желания" - терроризм леваков, постоянные взрывы кругом и т.п. У Джозефа фон Штернберга главную героиню играет, естественно, Марлен Дитрих, и антураж в фильме обычный для их совместных картин 1930-х годов: экзотическая обстановка и посреди нее - обольстительная, изысканная, загадочная (по вксам той эпохи, во всяком случае - сегодня эта разряженная кукла показалась бы смехотворной) женщина.

Действие происходит во время карнавала на юге Испании начала 19-го века: конфетти, маски, яркие (что понятно даже по черно-белой картинке) костюмы, гигантские куклы, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова за кадром. Испанский революционер-республиканец Антонио тайно прибывает из Парижа на родину и знакомится с роковой красавицей Кончи Перес. Старый друг Паскуаль предостерегает Антонио от этой женщины, поскольку сам стал жертвой ее чар, но оказывается, что Паскуаль прежде всего опасается еще одного конкурента. В отношениях с Кончи для мужчины два варианта: "либо уйти от нее, либо убить" - Паскуаль выбирает третий вариант и чуть было сам не гибнет, друзья стреляются на дуэли, Паскуаль целится в воздух, а Антонио - в Паскуаля, и тяжело ранит его. Он арестован и как революционера его ждет расстрел - благосклонность губернатора позволяют Кончи спасти Антонио, но ехать с ним в Париж она в последний момент отказывается и объявляет, что возвращается к Паскуалю, поезд уносит одинокого влюбленного Антонио прочь.

Не до конца понятно, действительно ли Кончи предпочла Паскуаля или для нее это - часть ее бесконечной игры, а мужчинами она крутит запросто, от самых простых до богатых и влиятельных. Героиня Марлен Дитрих здесь - традиционный для нее образ: кабаретная артистка - поет игривые песенки, щеголяет фантастическими нарядами и головными уборами, прическами и украшениями, впервые перед Антонио появляется в карнавальной маске. Как будто и без того мало параллелей с "Кармен", Кончи гадает на картах, один из ее ухажеров - тореодор, а сама она когда-то работала на табачной фабрике и этот момент в фильме подчеркивается неоднократно. То есть сюжет оказывается вариацией на тему "Кармен", а стилистически получается что-то в духе более поздних киноэкранизаций испанских комедий "золотого века", в большом количестве и весьма успешно осуществленных Яном Фридом в СССР, только водевильные страсти тут предлагается воспринимать всерьез. Все-таки гениальный Бунюэль в освоении этого материала оказался и мудрее, и веселее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments