Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Газгольдер: Фильм" реж. Иван Курский

Посмотрел со второго захода - когда первый раз пришел, сеанс отменили за отсутствием зрителей и проектор выключили через десять минут после начала. Новая попытка выпала на выходной день и какая-то публика набралась, но к этому времени уже и расписание поменялось, остался единственный неудобный сеанс, с которого мне необходимо было уйти. А уйти я не смог, то есть не захотел, настолько мне стало интересно. Особенно в связи с тем, как уже в первых эпизодах ряженый православный батюшка в свободные от рисования икон с ликом Путина минуты собирает в окрестностях Курского вокзала пьяных бомжей, отправляет в "благотворительный" приемник, а там на них, отмытых, регистрируются липовые фирмы. Но бывают фирмы и покруче - например, фонд "Содействие", который возглавляют "серьезные люди" из "серьезной организации" братья Паршины, оказывает материальную помощь самим братьям Паршиным и их приближенным. Посредником в операциях служит некий Герман, который на вечеринке в клубе "Газгольдер", теряет (после подмешанного в шампанского спецсредства) портфель с деньгами (огромными и чужими), а сам попадает в бомжатник. Происшествие становится поводом к конфликту между музыкантами "Газгольдера" и фондом "Содействие", и при неравных силах музыканты все же рассчитывают нагреть жадных силовиков на 20 000 000 (двадцать миллионов евро) авантюрой с переодеваниями, похищениями документов и радиоуправляемыми вертолетиками.

Криминальная интрига "Газгольдера", очевидно вторичная, заимствованная из голливудских боевиков и комедий, пусть и иронически-наивно сниженная, конечно, критики не выдерживает, это ясно заранее. Так что претензии, которые предъявляют к фильму рецензенты (причем кинообозреватели первого ряда его, похоже, вообще не смотрели, все отзывы, которые я с моем техническим кретинизмом сумел найти в интернете - от каких-то чушек, хотя порой и достаточно известных), не лишены оснований, если подходить к "Газгольдеру" с требованиями как к произведению, с одной стороны, жанровому и коммерческому, с другой, реалистическому и профессиональному. Но "Газгольдер", насколько я понимаю - опус заведомо дилетантский, и это принципиальная авторская позиция, а не просто манифестация собственного непрофессионализма (и я, как дилетант по жизни, отношусь к подобным вещам с большим сочувствием). А в то же время за драматургическим хаосом и визуальной эклектикой явственно присутствует не только внятная фабула (что тоже приятно и нечасто случается), но также чувство формы, стиль, вкус. И самое удивительное - с первых минут двухчасовое кино как затягивает, так и не отпускает даже на финальных титрах - иначе стал бы я мыкаться и после первого облома (надо сказать, очень досадного на фоне моих нынешних, несравнимых по масштабам огорчений) дергаться снова, чтоб все-таки досмотреть картину?

Правда, создатели "Газгольдера", преимущественно музыканты и поэты, сами себя (может быть и сознательно) подставляют, выступая не только как авторы, но и как персонажи под своими реальными именами, ну то есть творческими псевдонимами. Из-за этого на фильм идут (если идут вообще) прежде всего поклонники (если таковые вообще имеются) Басты и Гуфа, а их собственно кино интересует мало, тех же, кого оно действительно могло бы заинтересовать, предложенный в анонсах и аннотациях набор персон скорее отпугивает, нежели привлекает. Наверное, я составляю определенное исключение, потому что из всего списка создателей и соучастников "Газгольдер-фильма" знаю только двоих - Иосифа Кобзона, появляющегося в эпизодической роли не столько певца Кобзона, сколько Кобзона-депутата, телепатически принимающего в своем кабинете музыкальную композицию с семплом из "Ноктюрна" в собственном исполнении, а также поэта Олега Груза - с ним когда-то был поэтический спектакль в "Практике", я его посмотреть не успел, но некоторые тексты потом читал. Остальные "звезды русского рэпа" от меня бесконечно далеки, ну то есть я от них. Я даже вспомнил, как в свое время, будучи участником экспертного совета премии Муз-ТВ и впервые обнаружив в бюллетене для голосования эти имена, не мог понять, кто это и что это, мужчины или женщины, солисты или коллективы (да-да, вот такие у нас эксперты, причем везде, а не только на премии Муз-ТВ).

При всем том у "Газгольдер-фильма" есть и в "настоящем" кино совершенно очевидные, напрашивающиеся аналоги, прежде всего - "Асса" Сергея Соловьева. Ассоциация с "Ассой", возникающая уже на первых минутах, к исходу второго часа хронометража становится абсолютной и воспринимается как задуманная авторами - картина завершается концертом Басты (видимо, этот мордатый все-таки Баста), ну только что поет он свое, а не из Цоя. Предполагая, что Иван Курский - не просто псевдоним, а псевдоним собирательный ("Газгольдер" располагается возле Курского вокзала - отсюда и Курский; кстати, вот на "Газгольдере" я как ни странно бывал, и не просто проходя мимо от метро в "Гоголь-центр", а непосредственно на территории в одном из заведений - Василий Павлович Аксенов презентовал там когда-то свою книгу "Редкие земли"), я думаю, что эклектика, присущая и адеватная замыслу проекта изначально, определяется еще и чисто техническим моментом, связанным с коллективным характером творческой работы, отсутствием художественного единоначалия. С чем связаны, безусловно, и недоработки - но также и достоинства произведения.

Впрочем, кто и как делал "Газгольдер", мне кажется не столь важным, сколь то, что вышло в результате. А вышел (и ведь в прокат вышел, хотя через интернет, наверно, тоже можно смотреть, у меня просто нет такой технической возможности) фильмец, во-первых, прикольный, во-вторых, однозначно смотрибельный, и наконец, в своих плюсах и минусах очень честный. Самое, может быть, замечательной в "Газгольдере" на мой взгляд - это "генеалогия зла", реализованная через три поколения персонажей-мусоров, начиная с маразмирующего, но по-прежнему мечтающего всех поставить к стенке деда-НВДШника, пытавшего и собственноручно расстреливавшего "врагов народа" (феерический пародийно-сатирический эпизод - юбилейный банкет в честь старого подонка в ресторане "Жигули", принадлежащем Андрею Кобзону, между прочим), а в свое время участвовавшего еще в аресте и обыске Ягоды, откуда и спиздил портсигар с надписью "Генриху от Феликса". По наследству портсигар перешел одному из братьев Паршиных, сыновей палача, "героям нашего времени", а от того - к внуку. Каким образом этот внук, потомственный мусор в третьем поколении, оказался вдруг паршивой овцой в стаде козлищ и сдал собственных отца и дядю "органам" (скромный труженик правопорядка, он также спас Гуфа во время досмотра его машины, припрятав и затем выбросив вместе с дареным-ворованным портсигаром Ягоды заодно и подброшенную ментами в машину музыканта упаковку с героином), а главное - откуда взялись те самые неподкупные "органы", карающие коррупционеров, если еще по меньшей мере с дедовских времен все они занимались исключительно тем, что грабили, пытали и убивали - вот главная загадка рассказанной музыкантами истории, которая не может быть оправдана никакими скидками на жанрово-стилистические условности, а объясняется лишь неизбывной верой русской интеллигенции в православие с человеческим лицом и возможность существования праведных ментов. Тогда как двусмысленный, мерцающий хэппи-энд (борцы-музыканты вроде бы потерпели поражение - но все равно победили) мне, в принципе, натяжкой в общей эстетике картины, с характерной клиповой нарезкой, музыкальными вставками и панорамами ночной Москвы, не показался.

Кое-какие ляпы (не допустимые и просчитанные лакуны, а чисто дилетантские ошибки) на уровне сценария, сшитого на живую нитку, местами заставляют путаться в последовательности событий - но совместными усилиями и к общему удовольствию мы в них разобрались. Безумная фея в данном случае не показатель, ей подобные опусы напоминают о бурной молодости, она и на "2АССА2" в голос рыдала, но я-то вырос на песнях группы "Мираж" и у меня никакой ностальгии в данном случае быть не может, я смотрел "Газгольдер" именно и исключительно как кино - но опус и с этой точки зрения в целом убедителен, тем более в сравнении с уебищной учителевой "Восьмеркой", как раз-таки агрессивно претендующей и на целостность, и на социальную значимость.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments