Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

концерт для скрипки Чайковского и 15-я симфония Шостаковича, оркестр МГК в БЗК, дир. Анатолий Левин

Без рекламы, без помпы и почти без публики (последнее особенно приятно мне - хотя, наверное, не выступающим), такие дневные консерваторские концерты - редкая возможность послушать именно и только музыку, а благодаря дирижеру Анатолию Левину - еще и в хорошем, качественном исполнении. Скромный консерваторский оркестр, где заняты в основном студенты, а некоторые духовики - вообще совсем дети, вряд ли может претендовать на громкий статус, и сам дирижер тоже не пиарится особо, но вместо того, чтоб рассказывать из телевизора о глубокой духовности православия (как иные теодОовичи и абрАмовичи), просто, честно и серьезно делает свое дело на своем месте.

При том что ни Шостакович, ни тем более Чайковский, к числу моих любимых авторов не принадлежат, я давно не получал такого удовольствия от музыки. Казалось бы, что нового в Ре-мажорном скрипичном концерте Чайковского, заигранном до тошноты, может открыть какая-то корейская девушка? Джи Юн Ли, говорят, успешно выступала на конкурсе Ойстраха, но я про нее ничего не знал заранее и просто обалдел от того, с каким изяществом и насколько вдумчиво она исполнила этот тошнотворно-приторный чайковский шлягер. Причем в полном согласии с оркестром - Левин так тонко перешел от лирики второй части к третьей, так осторожно обогнул все наиболее "ударные" моменты заезженого хита, что концерт прозвучал будто впервые. А в побочной теме финала, которую даже самые именитые скрипачи любят сыграть на ресторанный манер, с "оттягом", солистка проявила такую сдержанность и вкус, что я для себя в этой уже невыносимой от частого воспроизведения партитуре открыл нечто новое. Особенно меня подкупило, что Джи Юн Ли не желает никому подражать, не стремится к внешним эффектам, у нее концерт Чайковского оказался наполнен чисто женским лиризмом - что можно считать легковесностью, а я воспринял как индивидуальность.

Против 15-й симфонии Шостаковича я имею особые предубеждения еще с подросткового возраста, когда услышал ее впервые, и при всех своих наворотах, со всеми хлопушками и коробочками, музыка симфонии (вообще всех поздних симфоний Шостаковича, кроме 10-й) всегда казалась мне ужасно примитивной. Но невозможно оказалось устоять перед тем, как весомо в каждой ноте, в каждом звуке Анатолий Левин преподнес это шарахающееся от тяжеловесного пафоса к бесплотности и невесомости, из мрачного занудства впадающее в идиотическую радость цитирования шлягерных мотивчиков, готовое в любой момент развалиться на бесформенные куски произведение. У Левина получилось целостное, внятное музыкальное высказывание поистине мистериального характера, с отчетливо выписанными идеями и лейтмотивами, где и простенькая, но такая важная для композитора тема, заявленная в начальных тактах первой части деревянными духовыми, подхваченная скрипками и в финале проявляющаяся снова у челесты, и даже пугающие своей кажущейся неуместностью фанфары из увертюры к "Вильгельму Теллю" Россини складываются в логически связную историю, абсолютно, в сущности, традиционную с точки зрения классического симфонизма, но при этом современную, актуальную по содержанию. Забавно, что через две недели, 11 июня, она должна снова прозвучать в БЗК, но уже совсем иными исполнительскими силами, причем к ней в комплекте прилагается увертюра Россини к "Вильгельму Теллю", откуда Шостакович взял мотивчик, чтоб вставить в первую часть своей последней симфонии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments