Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Билет на луну" реж. Яцек Бромски; "Неизменное" реж. Яцек Борцух (фестиваль польского кино "Висла")

Любопытно, что четыре года назад, когда в программе "Вислы" тоже были представлены картины Бромски и Борцуха, фильм первого строился во многом на криминальном сюжете, тогда как Борцух представлял в чистом виде молодежно-романтическую тему, хотя и вписанную в политический контекст гомулковской ПНР:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1709096.html

В данном случае все наоборот, "Билет на луну" - молодежно-романтическая трагикомедия с политическим подтекстом, а "Неизменное" - криминальный триллер, склоняющийся к этической притче.

В других вариантах перевода фильм Яцека Бромского называется "Билет в один конец", а Луна, видимо, возникла из контекста, в связи с англоязычной песней, которая звучит в фильме лейтмотивом. На дворе 1969 год, американцы вот-вот высадятся на Луну, а русские продолжают носиться с Валентиной Терешковой и ее полетом шестилетней давности. Адам Сикора (Филипп Плавяк, актер с внешностью простодушного романтичного подростка, играющий, однако, в очень разных фильмах; из тех, что я видел - "Венеция", "Колоски", только что на "Висле" - в "Срочно (не) требуется мужчина") о космосе в любом случае не думает. Его призвали в армию, а точнее, во флот, то есть на три года, и он опасается, что девушка его не дождется. Прожженый старший брат Антек сопровождает Адама к месту прохождения службы, а точнее, путешествует по Польше от одного старого приятеля к другому. За это время перед Адамом, всю жизнь проведшем в глухомани, в бессмысленном, но непорочном моральном благополучии, открывается нищета, страх и цинизм "народной" Польши, доведенной до разорения правительством коллаборационистов. "Русские забирают у нас хлеб, а мы взамен отдаем им наш уголь" - это самое мягкое, по крайней мере ироничное, что слышит Адам об оккупантах и навязанном ими режиме за несколько дней поездки. Путь приводит их с братом к морю. Там брат оплачивает для Адама услуги девушки, но наивный Адам предпочитает с девушкой поговорить по душам, и та оказывается милой, доверчивой собеседницей - брат менее наивен и оплаченными, но невостребованными услугами пользуется сам, чем наносит Адаму дополнительную травму. Залечивает рану юноши артистка варьете, выступающая в клубах на побережье - женщина взрослая, с маленьким сыном. Кадры с высадкой Нила Армстронга в телевизоре синхронизируются с первым сексуальным опытом героя. Но в идилию "первой ночи" врывается пьяный гэбист, склоняющий артистку к сожительству - Адаму удается вырвать его пистолет и прогнать, но теперь ему грозит нечто пострашнее, чем три года во флоте. Куда его, кстати, не спешат брать - до срока явки остается два дня, вся часть готовится к параду, и Адаму советуют погулять. Вместо этого он с новой возлюбленной и ее ребенком проникает на самолет до Варшавы, захватывает его с помощью пистолета, к тому моменту уже разряженного, и сажает в Западном Берлине, рассчитывая, что женщина воспользуется возможностью попросить убежища. Однако в число семи пассажиров Ан-24, предпочитающих остаться в свободном мире, бабенка не вошла - добровольно вернулась в Польшу. Адам же остался, отсидел в тюрьме 8 месяцев, потом к нему приехала невеста (три года ждать ей не пришлось!), и финальные титры сообщают, что они счастливо живут в Гамбурге, у них трое детей, один из сыновей - центральный нападающий в германской сборной.

Да и чего бы им не жить счастливо в Гамбурге? Один из знакомых брата, к которому они заезжали по дороге, тоже мечтал отвалить из нищей, обглоданной русскими Польши, в Германию - его сожительница имела там родню. А чем любоваться на русских матросов у польского берега и русские вертолеты над польским небом, пока польские девушки мечтают выйти замуж за шведов, уж действительно лучше угнать самолет в Германию. Может показаться, что наивно-романтическая первая половина фильма контрастирует с динамичной и драматичной второй, и она действительно контрастирует, но это контраст точно продуманный. Помимо непосредственного повода для отчаянного акта воздушного терроризма за время путешествия у Адама подспудно зреет мысль, что на родной земле, загаженной захватчиками, жить ему будет невозможно и через три года, и далее. А выстрелы в гэбиста только подстегивают неосознанно оформляющееся решение и дают возможность для его реализации в виде пистолета (тут как в случае с тургеневским Герасимом: не утопил бы - не ушел бы).

"Неизменное" строится на сходных контрастах драматизма и безмятежности, но в другой композиционной последовательности, трехчастной: начало и конец - идилические, наполненные солнцем и эротикой (впрочем, более чем целомудренной), а середина - кровавая и напряженная. Смазливый блондинчик Михал со своей девушкой Кариной отдыхают в Испании у друзей его отца (если я правильно понял, семья старухи, которую сыграла Анхела Молина, давно знает семью Михала, но детали не проясняются). Однажды Михал, вынырнув с подводным снаряжением, наталкивается на агрессивного дядьку в тренировочном костюме, который утверждает, что это его частная территория, по каковому случаю он не только требует убраться, но и намерен присвоить снаряжение Михала, а также мотоцикл. Когда урод забирает ключи от мотоцикла, Михал бьет его пару раз кислородным баллоном. Труп (точнее, полуживого местного мерзавца) он тонет в воде, после чего спешно возвращается в Польшу. Но там он все же признается Карине в содеянном. Карина в ужасе разрывает с Михалом отношения, несмотря на то, что беременна - Михал об этом не знает, но все равно старается вернуть Карину, а она непреклонна в своем намерении сделать аборт. Как психологический триллер "Неизменное", конечно, проигрывает слишком многим аналогом и недостаточной внятностью, и схематизмом сюжета, но тут дело не только в поддержании напряженности и зрительского внимания. Карина собирается делать аборт, то есть убить ребенка - не умея простить Михалу убийства, она сама намерена совершить убийство. Несколько поспешный и невнятный хеппи-энд подпортил мне общее впечатление от картины, но если рассматривать ее в религиозно-этической, а не в криминально-психологической плоскости, то выстроена она очень правильно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments