Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Восьмерка" реж. Алексей Учитель

В принципе, я собирался "Восьмерку" посмотреть и до появления Прилепина у Познера, но раз уж совпало - трудно воспринимать фильм без оглядки на эту, с позволения сказать, "беседу о России":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2832936.html

Хотя сценарий писал не Прилепин, его функция скромно обозначена "при участии", а Миндадзе ("ОМОН как предчувствие" - уже сказали про "Восьмерку" первые рецензенты). В любом случае я ожидал любой ерунды, толлько не такой банальной. "Восьмерка" - посредственнейший бандитский (в жанровом определении - "гангстерский") боевик, где обыкновенным бандитам противостоят бандиты в омоновской форме, то есть "плохим" бандитам - бандиты "хорошие". Дело происходит где-то в захолустье, те и другие - ровесники, примерно одного уровня развития и даже живут чуть ли не в соседних домах. Во всяком случае сожительница бандюка обитает в доме напротив от влюбленного в нее омоновца. Омоновцев четверо (хорошие мхатовские артисты Артем Быстров и Павел Ворожцов, обаятельный Алексей Манцыгин и примкнувший к ним Александр Новин), они вместе воевали в Чечне, а потом вернулись довоевывать на дому. Бандита играет Артур Смольянинов, его ветреную бабенку, которая мечется между ним и омоновцем - Вильма Кутавичюте (тоже заметная театральная артистка). Собственно, развитие событий вообще не имеет значения. Омоновцы наезжают на бандитов (именно так, а не наоборот), бандиты объявляют им войну, попутно крутится-вертится любовный треугольник. Противостояние на том и другом уровне разрешается в один момент, когда бандит с неверной сожительницей разбиваются на машине, преследуемые омоновцами. Ну и дальше - метафорический финал с бредущем в слепящем свете солнца по белому чистому снегу влюбленным ментом, а оставшиеся три мушкетера за ним на машине следуют. Предлагается, правда, идейная приправа - Прилепин же раньше был за рабочих (когда власть была "либеральная" и угнетала их, теперь, когда рабочих угнетает власть "патриотическая", Прилепин, конечно, стоит за власть, и эта "смена вех" отражена в фильме: кульминация разворачивается в новогоднюю ночь, по телевизору в последний раз выступает Ельцин: "я ухожу..."), и вот несчастные менты вынуждены разгонять трудящихся, которых лишает работы опирающиеся на бандитов буржуи, хотя в душе омоновцы, разумеется, рабочим сочувствуют. Этот элемент вообще не вписывается в железобетенную конструкцию фильма, драматургии которого со всеми погонями и перестрелками не хватает и на полуторачасовой хронометраж. Но больше всего меня раздражало это вульгарное и явно наигранное противопоставление ментовского и бандитского образа - это ж одно и то же, и даже по фильму, если смотреть непредвзято, понятно, что одно и то же. Только омоновцы, врывающиеся на дискотеки, устраивающие драки и творящие всяческий беспредел - почему-то "свои", а бандиты - "враги". Я на рабочей окраине провинциального города вырос и, думается, кое-что знаю не только про поэтику орнаментальной прозы. С бандитами случалось мне общаться, на разные темы разговаривать, за одним столом есть - убедился, что бандиты разные бывают. А вот разных ментов я не встречал - все один к одному.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments