Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Захар Прилепин у Познера

Отчего-то ни разу за время эфира не была упомянута "Восьмерка" Учителя, хотя появление Прилепина у Познера наверняка хотя бы косвенно было привязано к выходу фильма в прокат. Фильм я, впрочем, не смотрел, и Прилепина никогда не читал, мое опосредованное знакомство с его творчеством ограничивается серебренниковской инсценировкой "Отморозков". Да, впрочем, и Познер о творчестве не спрашивал, он сразу предупредил, что говорить хочет о России, за которую оба очень переживают, но по-своему - мне это показалось забавным и я решил послушать, так что даже "Симпсонов" пропустил. Но с Познером все давно ясно, а Прилепин - фигура действительно в чем-то интересная (безотносительно к его узко-литературной деятельности, о которой я судить не могу). Сначала его либеральная интеллигенция на руках носила - национализм и сталинизм казались ей острой приправой к критическому настрою. Потом, когда приправа заменила все основные блюда, у интеллигентов случилось несварение мозга и они Прилепина быстро разлюбили. Познер общался с ним уже с этих новых позиций, и в какой-то момент даже цитировал пьесу "Дракон", уточняя для собеседника, в миру Евгения Николаевича: "Тоже Евгений - но, правда, Шварц". Евгений-Захар с Шварцем и Познером ловко полемизировал, говорил скороговорками, пока Познер изображал глубокую задумчивость - в общем, роли в этом скетче распределились легко и самым естественным образом. Но роль Прилепина в целом, на самом деле, не столь очевидна.

Патриот-почвенник, радетель "традиционных русских ценностей" - это вообще из другой пьесы, где для Прилепина места не найдется. Он, конечно, тоже говорит про "самоотречение" и приводит в пример Зою Космодемьянскую, как положено - но предполагает, что "самоотрекаться" за "святую русь" и "за родину, за сталина" будут другие, пока он минимум 12 раз будет выезжать в "чуждую" Европу. Он также считает, что любые вопросы можно обсуждать в литературе и науке - но не по телевизору, который смотрят массы. То есть Прилепин как бы за народ, и на каких-то посиделках у Путина, помнится, жаловался не на отсутствие свободы слова, а на тяжелое положение сельских библиотек - но все-таки народу народово, а Прилепину отдайте прилепиново. Когда дело касается самого Прилепина - например, запрет на мат - тут он выступает ультралибералом и называет традиционно-патриотическое законотворчество идиотизмом и бредом, а во всех остальных случаях, когда законы пишутся "для народа", а не "для Прилепина", твердо стоит на "государственнических", "державнических" позициях. В сущности, разумно. Но только если разобраться, Прилепин оказывается таким же пустомелей, как ненавистные ему европейские умники-леваки - он, как и они, торгует продуктами мышления, исходя из спроса на рынке. На европейском рынке лучше продаются "сводобная Чечня", "путинский фашизм", "права человека", а на внутрироссийском" - "традиционные ценности", "духовность", "великая держава", "самоотречение" и "происки госдепа". То и другое - одинаковое фуфло, но в супермаркете пустословия у каждого свой отдел, у Бернара-Анри Леви и Славоя Жижека - по лотку, и у Захара Прилепина - лоток. А Познер тоже ведь не покупать пришел, он товар крутит-вертит, придирается, а брать не хочет, потому что и у него - свой лоток, а с Прилепиным они - конкуренты. Вот и разговор у них получается несерьезный, неделовой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment