Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

пражский фестиваль, студия Мунка, "На лодзи по Висле", Юлиуш Махульский (фестиваль "Висла")

Качество кинопоказа на "Висле", как обычно, аховое: диски заедают, титры не отредактированные... - ну а выбора-то нет, какое другое, а польское кино где еще увидишь? Три программы короткометражек - это довольно много для того, чтоб все смотреть целиком, да и не получалось. Судя по тому, что я застал из подборки пражского фестиваля - потеря невелика. Прага в данном случае - район Варшавы, которому даже был посвящен один из документальных фильмов: "Прага какая-то другая" (реж. Адриана Михальска) - но я из него только понял, что это местность на отшибе, раньше считавшаяся более опасной, а теперь ставшая менее колоритной, ни истории района, ни каких-то ярких характеров зарисовка не предлагает. "Ездовой спорт" (коллектив авторов) - даже не фильм, а скорее репортаж про молодого любителя ездовых собак, но тема от меня бесконечно далека, а с художественной точки зрения тут просто не за что зацепиться. Равно как и в случае с документалкой "Пан Сова" (реж. Наталья Яхець) - монолог завязавшего наркомана, который в сорок лет похоронил всех своих друзей-ровесников, перемежается каким-то вставками, приванными оживить это пропагандистское занудство.

В программе студии Анджея Мунка я, к сожалению, пропустил очень интересовавший меня фильм "128-я крыса" (реж. Якуб Пончек). А из двух, что посмотрел, один, "Возвращение" (реж. Эва Буковска), показался мне совершенно никчемным (на нем еще диск заело и показ "возвращали" к началу). Натовский солдат приходит домой на месяц раньше срока и сразу засыпает сидя, жена, дети и поспешившие в гости родители не могут его добудиться, затем глава семейства встает и уходит в лес, где пытается застрелиться, а тем временем к нему в дом заявляется военная полиция и сообщает о том, что героя разыскивают за военные преступления, а не явится - будут судить еще и за дезертирство. Какие-то кадры из Авганистана в найденном дочкой планшетте успевают увидеть родители - но зрителю их не показывают, а на стариков и детей видео производит впечатление средней тяжести. Что за преступление и как подозреваемый вернулся из Афганистана в Польшу, минуя военную полицию - непонятно. Видимо, это притча, причем притча с моралью (НАТО в Афганистане - это плохо; ну да, а русские в Польше - это, видимо, хорошо), но почему-то без сюжета.

"Мазурек" (реж. Юлия Кольбергер) - наоборот, близкое к совершенству произведение, настолько внятное и при этом тонкое, что я, не зная ничего про "мазурек", из контекста догадался, и потом убедился, что не ошибся: мазурек - это праздничный торт, который печет героиня (по названию местности вокруг Варшавы - так же как танец мазурка, кстати). Выпечку она готовит для семейного обеда, на который должна приехать дочь с женихом. В ожидании гостей героиня с мужем успевают похоронить собаку, затем являются бывший муж женщины, родной отец ее дочери, с молодой супругой, и наконец дочь с женихом, который оказывается не студентом, а престарелым профессором Оксфорда. Фильм посвящен переживаниям немолодой женщины не столько за дочь, сколько за себя - первый муж ее бросил ради молодой, теперь она подозревает второго, музыканта, в с связи с оркестранткой. Доведенная нелюбезностью мамы невеста в сердцах раскрывает ее тайну - женщина тоже встречалась с местным ветеринаром, используя как предлог больную собаку. Но собаку в землю закопали, а на торте хозяйка нарисовала кремом хуй - получился такой "польский пирог", но не аналог "американского пирога", а ироничный и психологически выверенный портрет стареющей женщины в семейном кругу. Только примиренческий финал мне показался фальшивым.

"На Лодзи по Висле" - программа студенческих работ Лодзенской киношколы. Посвященный ей ролик предварял все фестивальные показы. На краю крыши высотного дома сидит ангелоподобный (ну разумеется) юноша в компании огромного черного ворона и жалуется своему странному собеседнику, что в школе забраковали его сюжет - про огромного черного ворона. Пафос ролика в том, что киношкола в Лодзи приветствует любые творческие идеи без предубеждений и ограничений. Ну а зачем ограничивать, если идеи - отличные?

Подборку открывала анимационная (в пластилиновой технике) миниатюра "Ab ovo" (реж. Анита Квятковска-Накви) - безусловный шедевр. Герой фильма - женское тело, внутри которого зарождается и зреет плод, будущий мальчик. Уж на что у меня вызывают патологическое отвращение беременные телки, но не возможно не восхищаться тонкостью, с которой художественно решен здесь процесс беременности, сопровождающих ее телесных изменений, внешних и внутренних, а после выхода плода на свет младенец оказывается у матери на руках - ну без привета Матке Боске это было бы не польское кино. Самое удивительно, что мультик, при его выдающихся художественных достоинствах, легко использовать и в просветительских целях, как дидактический материал - он ни одной секунды не пошлый, при этом все в плане физиологии показано очень подробно и доходчиво.

"Арена" (реж. Мартин Ратх) - психологическая драма про автостопщика, прибившегося к компании, работающей на лесозаготовках. Вместо того, чтоб продолжить путешествие, он впрягается в рабочий процесс, вливается в жизнь природы, которая ему кажется гармоничной, даже когда приходится резать кроликов. Несколько сложнее ему смириться с необходимостью прикончить отбившуюся от стада косулю - но это становится своего рода проверкой его "мужественности", "самостоятельности" и готовности к серьезной, настоящей жизни. Косулю он убивает, но компанию покидает и едет автостопом дальше. Поразительно, насколько тонко показан переломный момент: вот герой гладит животное, которое смотрит в камеру на все глаза - а вот уже туша прикручена к доске. Ни крови, ни конвульсий, но впечатление достигнуто нужное и в полном объеме.

"Цветные дни" (реж. Томаш Езерски) - замечательная, хотя и не поднимающаяся над бытовым планом ироничная драма пожилой медсестры, вышедшей на пенсию. До сих пор она не замечала, что у нее на шее сидят два взрослых мужика - супруг, которого волнует только пиво и футбол, и жирный сын-переросток, помимо футбола увлеченный исключительно компьютерными играми и прочей "войнушкой". Понимая, что увальней не изменишь, что сын, несмотря на все ее старания, взрослеть и тем более жениться не собирается, а муж так и не отвезет ее на отдых, в одно прекрасное утро бабулька, довольно моложавая, кстати, исчезает из квартиры, оставив на столе собранный паззл с курортным тропическим пейзажем и запас домашних консервов в холодильнике, которые муж и сын не в состоянии даже открыть без ее помощи.

"Лететь - не лететь" (реж. Анеля Габриэль) - неигровая зарисовка из жизни орнитологов. Поскольку тема от меня далекая, я не совсем понял, чем именно занимаются персонажи фильма и чего они хотят от несчастных птичек, которых отлавливают, ощупывают, замеряют. Птицы разные, от крохотных пичужек до прекрасных сов. Вполне возможно, что совы не то, чем кажутся, и документалка полна скрытого смысла, я его не просек, хотя смотрится она неплохо и сделана на уровне пусть не Вернера Херцога, но достаточно профессионально.

"Лукаш и Лотта" (реж. Рената Гонсёровска) - история неудачного первого свидания, но неординарная в том плане, что Лотта - конус, а Лукаш - груша. Нарочито наивная техника компьютерной анимации, в которой выполнен мультик, мне малосимпатична, но он очень хорошо продуман драматургически, и несмотря на весь внешний схематизм героев с их плоскостной геометрией характеры у них объемные, живые: Лукаш - поэтичный, склонный к рефлексии, к фантазиям, а Лотта любит развлекаться и ждет от дружка, чтоб он ее повеселил. Неудивительно, что из их свидания, когда они отправились в Луна-парк, ничего не вышло - Лукашу, предпочитающему жить одиноко на отшибе в компании черепашек, карусели с очередями к ним и так-то были поперек горла, а на дискотеке он еще и покалечился.

"Такой пейзаж" (реж. Ягода Шельц) - в большей степени формалистский экзерсис, чересчур замысловатый. Фильм начинается с эпизода пожара и, далее, пепелища, на котором муж, жена и маленький сын пытаются отыскать остатки былого уюта. Затем следует серия не связанных между собой эпизодов про девушку на аборте, мечущегося по платформе метро с мыслью, вероятно, о самоубийстве мужика, тетки средних лет (та же актриса, что играла главную роль в "Мазуреке"), застающей своего мужа в квартире спящим голышом с незнакомой бабой. Скорее всего, ключевым в этом наборе является линия с двумя мальчишками, играющими на берегу и шутки ради поймавшими в банку из-под компота рыбьего малька - затем мальчики повздорили и один забросил банку с мальком далеко от берега. К финалу фильм снова возвращается на этот берег, и мальчик пытается отыскать на дне банку с замурованной рыбкой - успешно, но непонятно, жив ли там малек. Объединены микро-новеллы скорее ассоциативно, мотивами пограничного состояния между жизнью и смертью, отчаянием и надеждой, а последний кадр устремляется к звездному небу, и это придает человеческим метаниям, в чисто польском духе, метафизическое, нематериальное измерение.

В довесок к трем короткометражным программам у меня пошла свежая (2012) комедия Юлиуша Махульского "Колыбельная". Я даже не знал, что Махульский еще снимает - когда его его "Ва-банк", "Кинг-сайз", "Секс-миссия" (в прокате - "Новые амазонки") были кинохитами, не говоря уже про "Дежа вю", перестроечную копродукцию с СССР, где Ежи Штур блестяще играл в паре с Николаем Караченцовым. "Колыбельную" у меня не получалось посмотреть целиком, но довольно большой кусок, который я застал, показался мне жалкой подделкой под Тима Бертона: семейка вампиров поселяется на ферме, в результате чего возникает загадочный "мазурский треугольник", где пропадают потенциальные покупатели земель, священники, журналисты и прочий пришлый люд. Скудость режиссерской фантазии накладывается еще и на слишком заметную бедность материальную, финансовую. Одно приятно - что пока старики растрачивают последние остатки таланта, молодежь вовсю делает успехи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments