Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

девять симфоний Ральфа Воана-Уильямса, записи 1988-1989 гг., дир. Геннадий Рождественский

Из британских композиторов 20-го века Воан-Уильямс еще не самый забытый, за последние годы в Москве его однажды играл Владимир Юровский, а Геннадий Николаевич Рождественский посвятил ему монографический концерт в первый год своего абонемента "Туманный Альбион", исполнив "Тюдоровские портреты" (тот вечер я, правда, пропустил). Но еще в советские годы Рождественский с оркестром Минкульта СССР исполнил в Ленинградской филармонии все симфонии Воана-Уильямса - сейчас фирма "Мелодия" переиздала на шести дисках сделанную по трансляции запись. Конечно, Воан-Уильямс - не перворазрядный автор, симфонии его, созданные на протяжении полувека, достаточно однообразные, музыкальный язык скудный, а по сегодняшним меркам и старомодный, при том что ни особым мелодизмом, ни поиском оригинальных гармоний его оркестровые сочинения тоже не отличаются. Но ознакомиться с полным циклом симфоний мне было очень любопытно. Почти все они если не "программные", то как минимум имеют подзаголовок.

1-я (1903) - "Морская", слишком "велеречивая", с использованием двух солистов-певцов, хора и органа, длинная (больше часа). Написана на стихи Уитмена, по стилистике близка к Равелю, но там, где у Равеля есть легкость, непринужденность, изящество, ранний Воан-Уильямс тужится, пыжится, усиливает краски и в этом море приемом идея, если она вообще была, захлебывается. Гораздо легче воспринимается 2-я (1913-14) "Лондонская" симфония, причем в отличие от "лондонских симфоний" Гайдна, названных так только по месту создания, у Воана-Уильямса действительно предпринята попытка музыкального портрета города в симфоническом формате. Элегическая и, если честно, занудная 3-я (1922) "Пасторальная" симфония у меня совсем не вызвала эмоций, а 4-я (1935) приятно удивила, по крайней мере, в отличие от предыдущих, она попадает в европейский музыкальный контекст своего времени, в чем-то близка Шостаковичу, в ней есть драматическое напряжение, пусть и переданное все теми же средствами, для 1930-х годов уже явно из обихода вчерашнего дня.

Впрочем, Воан-Уильямс и дальше остается верным себе (не в пример другому любимцу Рождественского, Майклу Типпету, чьи четыре симфонии, исполненные Г.Н. в течение второго года абонемента, все написаны в совершенно разных манерах, впрочем, неизменно вторичных). Медитативная 5-я симфония (1938-43) по занудству и вымученности превосходит даже 3-ю, при том что композитор использовал материал из своей оперы, а оперная партитура уж всяко предполагает больший драматизм. Вот в 6-й симфонии - по-моему, лучшей из всех - драматизм проявляется в полной мере (опять-таки вызывая ассоциации с Шостаковичем). Простоватая, при всей своей масштабности, но приятная для слуха 7-я (1952) "Антарктическая" симфония выросла из саундтрека к фильму про полярного исследователя Скотта (у меня есть его книжка "Антарктическая одиссея", посвещенная путешествию более раннему, чем то, которое закончилось бессмысленной гибелью экспедициии). Тут, правда, много всяких примочек - и челеста, и орган, и даже ветряная машина, а также вокализ солистки и хор в крайних частях, но для программно-изобразительной музыки это как раз естественно.

8-я (1953-55) симфония тоже легко ложится на слух, но благодаря своему камерному характеру и неоклассицистской форме. Духовое Скерцо отсылает к старинным военным маршам, первая часть (Фантазия - вариации без темы) и третья (Каватина) - к салонному музицированию. И здесь Воан-Уильямс, не в пример большинству других своих симфонических опусов, не пытается подделываться под Малера, что ему определенно было не по силам. В 9-й (1958) симфонии это стремление снова проявляется, хотя вещь опять-таки изначально "программная", навеянная сюжетом "Тэсс" Харди. Саксофоны и флюгельгорны едва ли придают полотну оригинальности. Но вообще Г.Н. Рождественский на своих абонементных концертах так избаловал нас своими блестящими комментариями, что без его мини-лекций воспринимать британскую симфоническую музыку (если только речь не идет об Элгаре, его я обожаю безотносительно ко всему прочему) непросто - да и музыка, если честно, такая, что порой интереснее слушать о ней, чем ее непосредственно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments