Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Корабль Ночь" М.Дюрас, Фанни Ардан в Доме музыки

В отличие от богомоловского "Агамемнона" из Литвы, никто вдогонку Фанни Ардан не кричал "халтура!!", наоборот, после часа с копейками невразумительного монолога с листа под виолончельные скрипы напарницы актриса еще минут десять собирала разнокалиберные букеты - отдельный жанр, в котором Фанни Ардан могла бы при желании дать фору Татьяне Дорониной, но не стала и слишком быстро ушла за кулисы. И хотя, если говорить откровенно, никаких других "жанровых" определений, кроме как "халтура", "профанация", в лучшем случае "дилетантизм" по отношению к проекту "Корабль Ночь" не подобрать, тут все по-честному. Целевая аудитория (Ардан в первую очередь - любимица старых пидарасов, и дело не только в том, что у Агьона в блестящем "Pédale douce" она сыграла владелицу гей-клуба - определенный культ вокруг нее сложился гораздо раньше, с фильмов Трюффо как минимум) пришла посмотреть на "живую Фанни Ардан" - ее и увидела; а что она там читала и как - неважно.

Характерная деталь: в пресс-релизах и аннотациях писали Дюбас вместо Дюрас - да и в самом деле, велика разница! Но между прочим, Маргарит Дюрас - превосходная писательница и очень крупная в франкоязычной литературе и в целом культуре 20-го века величина, автор знаменитых книг и киносценариев, а также менее знаменитых, но от этого не менее замечательных романов (например, "Плотина против Тихого океана" - вещь не столь известная, как "Любовник" или "Хиросима", к сожалению), и воспоминаний о бурной молодости, когда в числе "прогрессивной молодежи", включая и будущего президента-социалиста Ф.Миттерана, М.Дюрас в 1940-е годы забавлялась, играя сначала в "сопротивление", а потом в "освобождение". Текст, озвученный Ардан со сцены под названием "Корабль Ночь" - обыкновенная претенциозная бабская сопля графоманского качества, едва растянутая при соучастии виолончелистки Сони Видер-Атертон до минимального "полнометражного" (по киношным стандартам) формата. Если внимательно читать титры, то можно уловить, что речь идет об отношениях двух безымянных героев, женщины и мужчины, которые с 1973 по 1975 общаются по телефону, не встречаясь. Их телефонный "роман" развивается неровно, в какой-то момент героиня признается, что в свои 26 лет умирает от лейкемии, еще позднее оказывается, будто она выходит перед смертью замуж за своего лечащего врача, но насколько все это реально или остается плодом чьей-то (не только автора, но и одного из персонажей) фантазии - понять непросто. Еще труднее, наверное, франкоговорящей аудитории: лучше бы Ардан не пыталась отрываться от пюпитра - меньше б запиналась. Но кому какая разница - с тем же успехом Ардан могла час кряду декламировать "у попа была собака".

Смотреть и слушать Ардан, однако, все равно приятно, особенно из первого ряда, пусть даже в полупрофиль (благо за считанные дни и без всякой рекламы собрать большой зал Дома музыки невозможно) - у нее есть стиль, ну и вообще она выдающаяся актриса. Еще несколько лет назад я бы сказал "гениальная", теперь, после сделанного ею в кино за последние годы, вряд ли скажу, не говоря уже о том, насколько изменилось за тот же срок мое чисто человеческое к ней отношение, впервые поколебавшееся после того, как на пресс-конференции перед предыдущим своих выходом на московскую сцену (все того же Дома музыки) в театрализованной оратории "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, поставленной Серебренниковым, она ответила на вопрос о захлестнувших тогда французские города погромах, учиненных озверевшими от неблагодарности мусульманскими мигрантами, в том духе, что несколько сожженных машин - это малость в сравнении с великой несправедливостью по отношению к "беженцам". С тех пор меня не удивляло, что Ардан, так озабоченная соблюдением мусульманских прав во Франции, с достойной лучшего применения толерантностью относится к фашистствующим русским и охотно с ними (считай - на них) работает, в конце концов - что такое независимость европейских стран в сравнении с необходимостью продвигать свою режиссерскую продукцию (а приехала Ардан в Москву официально на премьеру своего фильма, со спектаклем подхалтурила уже попутно, заодно). Уже в прошлый раз, с Жанной, работа Ардан на сцене оставила противоречивые впечатления, при том что я ходил на оба объявленных представления - но все-таки там, помимо приглашенной французской звезды, участвовал оркестр, хор, местные драматические артисты непоследнего разряда:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/474046.html?nc=18
и
http://users.livejournal.com/_arlekin_/475435.html?nc=2

В опусе под названием "Корабль Ночь" нет ничего, кроме персоны Фанни Ардан: использованный для отмазки текст Дюрас гроша ломаного не стоит, виолончелистка никчемная (ее соло местами дополняет фонограмма с участием других инструментов, но это уж совсем побочный продукт), режиссура и сценография отсутствует как факт. Актерская составляющая также стремится к нулю - короче, "уж в этом чайнике нельзя, должно быть, воду греть, но как нам хочется, друзья, на чайник тот смотреть..." Правда, я-то смотрел два шоу сразу, имея возможность параллельно наблюдать за безумной феей, которую от одной мысли, что она ради этой хуйни пропускает первое отделение Темирканова, корячило как православного патриарха на Страшном суде, особенно в минуты пространных виолончельных соло (бездарных, по совести сказать), а учитывая, что она еще и не последовала перед началом моему совету пересесть на противоположную сторону, рассудив исходя из размеров табуреток и пюпитров, где будет размещаться актриса, а где виолончелистка (и здраво рассудив, но не умея предвидеть, что почти все свое выступление, лишь один раз приподняв задницу с табуретки, Фанни Ардан просидит, оборачиваясь к напарнице - я даже не представляю, что увидели в таком ракурсе зрители, сидящие на правом балконе... одну только спину в черном платье)... Проще говоря, если б место Фанни Ардан на сцене заняла безумная фея - я вам клянусь, вы провели бы время намного веселее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments