Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Плывущие небоскребы" реж. Томаш Василевски (фестиваль польского кино "Висла")

Параллельно в соседнем зале шел фильм "В укрытии" про евреек-лесбиянок в годы нацизма, но передо мной в данном случае даже выбор не стоял. Т.н. "гей-драма - не столько отдельный жанр или поджанр, сколько набор определенных клише, причем как сюжетных, так и стилистических, обусловленных исключительно гомосексуальностью одного или нескольких персонажей и ничем иным. То же касается и т.н. "гей-комедии", но "Плывущие небоскребы" - именно "гей-драма" в чистом виде. По своим художественным достоинствам картина в целом средняя, если не слабая, но радует, помимо того, что польское кино так или иначе всегда отвечает минимальному стандарту качества, еще и тем, как в стране, освободившейся от русских захватчиков и навязанного ими людоедского режима, художники могут свободно работать, и как при этом аккуратно, с чувством вкуса и меры, они эти возможности используют. В "Плывущих небоскребах" есть и мат, и обнаженка, и "травка" - все, что православные фашисты запретили художникам в творчестве (но не русским на улицах), однако в количествах, не превыщающих необходимые для того, чтоб история не выглядела откровенно надуманной. Тем более, что она и без того надуманная, как в любой "гей-драме".

Куба (Якуб) - перспективный спортсмен-пловец, живет с моложавой матерью и девушкой Сильвией, с последней - уже два года как. Но знакомство на вечеринке со студентом Михалом опрокидывает всю его жизнь. Если состоятельная семья Михала оказывается настроенной по отношению к сыну-гею мирно-скептически, а мать даже сочувственно, то мать Кубы и подружка Кубы, бабы простые, и до поры с трудом переносящие друг друга в борьбе за свободную ванну, объединяют усилия с целью разлучить парней и заставить пловца, в связи с сомненьями и раздумьями относительно своей судьбы оставившего уже и спорт, вернуться к тренировкам, а заодно и к девушке, неожиданно оказавшейся якобы беременной. Впрочем, драматические перипетии закручиваются тугими узлами не сразу, а ближе к концу. Большая часть фильма состоит из попыток передать средствами кинемагорафической выразительности внутренние переживания Кубы (а именно Куба здесь главный герой), его метания и невозможность справиться с влечением к Михалу.

Я уже давно не разговариваю со Щукиным, но он, на сеансе, разумеется, присутствовавший (стало быть, его по-прежнему иногда выпускают еще из стационара), наверняка более точно квалифицировал бы Кубу как изначально скрытого гея, а не просто запутавшегося в своих чувствах парня. Я не такой тонкий специалист в данном вопросе, как Щукин, но кое-что, хочется думать, тоже понимаю и про жизнь, и про кино - вероятно, Щукин был бы прав в своих суждениях, которые я ему тут приписываю. Метания Кубы визуально переданы в картине, с одной стороны, через бесконечные "лабиринты" - утомительно-долгие, сбивающие ритм киноповествования проходы по коридорам или проезды на автомобили по закоулкам подземных парковок, а с другой - достаточно вульгарными (и к тому же с непристойным целомудрием снятыми) эпизодами мастурбации. В навязчивом символизме режиссер порой доходит до нелепого и смешного; Куба и Михал, поехав втроем с Сильвией за город в палаточный поход, купаются голышом и между ними в реке (!) плавает флакон с гелем для душа, которым пользуется Куба - по прямому назначению, то есть намыливается, но можно ожидать, что раз уж гель под рукой, то персонажи не упустят случая. Однако их первый секс происходит не в романтической обстановке на природе, а в городской подворотне, у железной решетки ворот, причем без смазки им легко удается обойтись.

При всем том кино увлекает и трогает безусловно, хотя недоработки по части художественной формы и мешают на каждом шагу. Оба главных актера - красавцы, подобранные по типажу опять-таки с учетом канонов пресловутой "гей-драмы": сомневающийся в своей сексуальности пловец Куба (Матеуш Банасюк) - брутальный, "мужиковатый" в глянцево-спортивном формате, студент Михал (Бартош Гельнер) - более романтичной наружности, но тоже ничуть не манерный, не педоватый, иначе это была бы уже "гей-комедия", а события в "Небоскребах" разворачиваются, как полагается в "гей-драме", самым драматическим образом. Название связано с образом из детства Михала, о котором напоминает ему отец: маленький Михал стоял на балконе и смотрел на дома, пока ветер, дувший в глаза, не вызывал слезы, сквозь которые небоскребы казались мальчику плывущими (ну да, метафора с ветром, надувающим слезы в глаза - не образчик высокого вкуса, прямо сказать, скорее из православно-фашистского обихода, чем из гей-репертуара). Напоминает напоследок - сразу после этого Михала убивают на автопарковке быдлососеди. Что принципиально - одного из этих соседей ранее отколотил до полусмерти Куба, когда тот обозвал его "педиком" (к тому моменту еще практически безосновательно), и таким образом нападение на Михала стало местью Якубу. А Якуб уже успел объявить Михалу под давлением своей быдломамаши и быдлосожительницы, что их отношения закончились - получается, что Куба пусть и косвенно, но дважды повинен в смерти Михала.

Финальный кадр, уже под плывущими титрами, найден, нельзя не признать, очень удачно, и был бы достоин Ульриха Зайдля: Куба и Сильвия в ванной, друг другу им сказать нечего, они как бы вместе, будущая "традиционная" семья, ничем, кроме смерти Михала, уже не связанная. В остальном к "Плывущим небоскребам" придраться очень легко, начиная с неоригинальности замысла - в этом смысле даже многострадальный русскоязычный "Зимний путь" (между прочим, несмотря на прокатное удостоверение так и не добравшийся до экранов, хотя уже и афиши в кинотеатрах висели), тоже характерная "гей-драма" с несколько иным, но в чем-то сходным развитием событий и с практически идентичным финалом, польский аналог очевидно превосходит:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2636032.html

Зато "Плывущие небоскребы" не вызывают нездорового ажиотажа, никто их не обвиняет, не запрещает - это просто кино, ну не выдающееся, такое и Польше случается, но все-таки художественное произведение, к которому люди в цивилизованном обществе и относятся соответственно, а не так, как русские в России.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments