Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

3-я симфония Бетховена, оркестр Санкт-Петербургской филармонии в КЗЧ, дир. Юрий Темирканов

Сумасшедший профессор, окончательно рехнувшийся с досады, что не получается совместить просмотр польских фильмов с концертами Темирканова, пустил слух, что Темирканов запил и выступления отменил - вызвал в среде маленьких любителей святого искусства переполох своей нелепой фантазией, а сам в числе первых пришел, естественно, на концерт. А вот я, хоть и не не секунду не усомнился в бредовости профессорских измышлений (безумная фея тоже не поверила, хотя мнительна более меня и склонна к легкому усвоению чужого бреда), предпочел досмотреть до конца польский фильм "Плывущие небоскребы". В связи с чем, к сожалению, на Темирканова я добежал с опозданием и едва успел оценить пианиста Дениса Кожухина, игравшего после 5-го концерта Бетховена два сольных биса: мелодию из "Орфея" Глюка в переложении для фортепиано и до этого тоже, кажется, что-то барочное, Баха, может быть. Поскольку про Темирканова и его оркестр давно все ясно - это первый эшелон даже в мировом масштабе - то открытием вечера можно считать именно Кожухина, имя для Москв достаточно новое. Его манера мне близка, он и точен технически, и не склонен экзальтации, и вместе с тем эмоционально насыщен, но увы, подробнее судить о его выступлении мне затруднительно, да и не знаю, насколько легко при моей нелюбви к Бетховену дался бы мне этот вечер в полном объеме (а польский фильм где бы мне еще показали? нигде, поэтому надо выбирать, и не сходить с ума, как наши маленькие любители с профессором во главе).

Третью "Героическую" симфонию за последний сезон кто только не играл, вплоть до Венского филармонического оркестра - кстати, коллектива, при всех его неоспоримых достоинствах, не более чем просто хорошего. У Темирканова 3-я симфония вышла своя, особая, но на мой вкус далеко не бесспорная. 1-я часть - неожиданно сглаженная, не рыхлая, нет, оркестр играл очень четко и собранно, но музыка обволакивала и умиротворяла, так что внутреннего конфликта в ней я не почувствовал, лирический субъект симфонии не вступал в трагическую борьбу с миром, а наоборот, как будто стремился к блаженному растворению своей личности в нем. Что, собственно, и произошло во второй части, вместо траурного характера получившей успокоительно-расслабляющий. Все это, разумеется, реализовано на высочайшем уровне исполнительской культуры и мастерства, но драматургия симфонии при таком подходе к концу 2-й части себя полностью исчерпала и скерцо с финалом оказались уже необязательным декоративным довеском, пусть и воплощенным столь же безупречно в плане формы. Как и солист в первом отделении, оркестр под завершение программы тоже сыграл два биса - полечку Шуберта (до неприличия манерно) и вступление к 3-му акту "Лоэнгрина" Вагнера (смачно).

Фестиваль "Черешневый лес", привозящий Темирканова с двумя концертными программами (а Темирканов последние годы выступает в Москве только в рамках фестивалей), объединил их под слоганом "классика вне времени", но дирижер продемонстрировал, что вне времени ничего не бывает, в том числе и классики. Другое дело, что классика в интерпретации Темирканова приналежит времени, в котором существует, отдельно от окружающего мира, сам Темирканов, а не конкретной исторической эпохе, сегодняшней или прошедшей. Ну вот лично я с его временем не сумел войти в резонанс - мне ближе "время" Владимира Юровского, который не то что в 3-й, а в препошлейшей 9-й симфонии Бетховена умеет открыть неожиданные смыслы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments