Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Чарльз Хьюберт-Хейстингс Пэрри и Леннокс Беркли в БЗК, дир. Геннадий Рождественский

Рождественский посчитал необходимым предварить исполнение 3-й симфонии Пэрри не просто собственным спичем, а документальным фильмом о композиторе, где автором и рассказчиком выступает ни много ни мало принц Чарльз, комментирующий творчество Пэрри с очень личных позиций: викторианец Пэрри, помимо того, что сочинил массу популярных в Великобритании хоровых вещей, еще и неплохо поработал на королевскую семью, создал произведения, до сих пор использующиеся в коронационных и свадебных монаршьих торжествах. Однако из рассказов принца понятно, что само имя Пэрри и в Англии сегодня мало кому известно. За ее пределами - тем более. Никто столько, сколько Рождественский, не исполняет в Москве британских авторов, его (вместе с капеллой Полянского) абонемент "Туманный Альбион" в этом смысле - открытие целой культуры, пусть музыка эта и не всегда гениальная, не всякий раз производит сильное эмоциональное впечатление, но для расширения горизонтов все-таки нет ничего интереснее. Вот и 3-я симфония Пэрри с подзаголовком "Английская" - традиционный четырехчастный цикл (правда, финал построен как тема с вариациями), с классической оркестровкой, простыми и внятными, но не слишком выразительными темами, где и в "мендельсонизированных" первых трех частях и "брамсообразном" финале, о чем сказал Рождественский, явственно слышится отзвук английского барокко - то есть воплощенная в звуке "старая добрая Англия", несколько сусальная и нудноватая на мой вкус. Рождественский упомянул о том, что учеником Пэрри себя считал Воан-Уильямс - его симфонии, недавно изданные фирмой "Мелодия" на шести дисках в записи, сделанной с концертов того же Г.Н. Рождественского в конце 1980-х в Ленинграде, я сейчас постепенно осваиваю, и действительно, преемственность очевидна (3-я "Английская" симфония Пэрри прежде всего перекликается с 3-й "Пасторальной" симфонией Воана-Уильямса), хотя я бы не сказал, что звучание, заимствованное симфонизмом 20-го века из викторианской музыки, меня увлекает, задевает и кажется чем-то экстраординарным.

В "Stabat Mater" Леннокса Беркли я тоже, если честно, не услышал ничего особенно глубокого и переворачивающего сознание, но все-таки это музыка совсем иного плана, чем Пэрри и Воан-Уильямс, которому Рождественский пару лет назад посвятил отдельную программу первого года своего абонемента. Сочинение 1957 года - лаконичное, строгое, написанное для шести вокалистов и камерного оркестра, который и оркестром-то не назовешь, скорее инструментальным ансамблем: две скрипки, альт, виолончель, контрабас, арфа и по одному голосу некоторых духовых. Девятичастный опус, однако, любопытен именно тем, как точно музыкальный язык 20-го века приложен к позднесредневековой форме - по-моему, гораздо точнее и содержательнее, чем в пафосно-монументальных псевдорелигиозных опусах Бриттена. А завершался концерт как раз совместным сочинением Беркли и Бриттена, очень ранним, 1936 года, написанным по итогам поездки в Барселону накануне испанской гражданской войны. Третья часть четырехчастной сюиты на темы каталонских танцев окрашена в траурные тона, но в остальном настроение исключительно праздничное, хотя опять-таки назвать эту музыку увлекательной и абсолютно оригинальной невозможно - явный второй (в лучшем случае сорт). Но тем удивительнее, что благодаря и авторитету, и мастерству, и личному обаянию, и, что меня особенно подкупает, неуемному музыкальному энтузиазму Рождественского, даже не самый выигрышный материал все равно остается в памяти, ложится на душу, ну или уж во всяком случае дополняет уже имеющееся (во многом благодаря Рождественскому же) представление о композиторах действительно "туманного" Альбиона, ведь британская музыка 19-20-го веков за исключением Бриттена и Элгара практически не исполняется в концертах, даже имена композиторов почти никогда не упоминаются.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments