Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Интимный дневник" Л.Яначека в "Новой опере", реж. Екатерина Одегова

Понятно, что среди многочисленных опер Яначека такого названия нет, материал для спектакля (если уместно его называть спектаклем) скомпилирован из 2-го струнного квартета "Интимные письма" и его же вокального цикла для голоса и фортепиано на тексты Озефа Калды "Дневник исчезнувшего". Причем если в "Русской тетради" Гаврилина, поставленной недавно в театре им. Покровского, тот же композиционный прием с соединением музыки струнного квартета и вокального цикла был применен пусть и неудачно (опус в репертуаре не задержался), но более замысловато:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2113211.html

то у Екатерины Одеговой сначала звучит целиком квартет, затем его механически сменяет вокальный цикл, а музыканты квартета лишь слегка задействованы в мизансценах, и я бы не сказал, что удачно и к месту. Но квартет, по крайней мере, помимо того, что музыкально хорош, прекрасно исполнен. Про вокальный цикл и этого не скажешь. Я не посмотрел программку, рассчитывая на сайт, но сайт не называет имен певцов, да может и не стоит: молодой тенор неплохо спел лирические фрагменты, но в драматических кульминациях его потуги поддать эмоций оборачивались катастрофой для его не слишком прочного голоса. Внутренняя композиция вокального цикла трехчастная, первые и последние эпизоды - сольные мужские, в среднем разделе появляется голос возлюбленной лирического героя. Яник признается в любви к цыганке Зефке, откуда-то издалека (в данном конкретном случае - из верхнего фойе) моментами звучит женский хор, однако и хор, и певица - все-таки побочный элемент здесь, весь упор - на мужской голос, а с голосом-то не все оказалось гладко. Но и постановочное решение не блещет оригинальной фантазией. Герой выглядит как псевдоромантический условно-современный интеллектуал-маргинал, замотанный шарфом, среди листов бумаги, потертых книг и смятых окурков в стаканчике (прямо на рояле). Под бумагами порой обнаруживается зелень воспоминаний (или предчувствий) о счастливых днях - но тоже, разумеется, искусственная. Пару раз в его монолог вклиниваются своим появлением музыканты уже отыгравшего квартета, они забирают сначала пюпитры, а потом и стулья, только один из четырех стульев герой им отдавать не хочет и виолончелист уходит ни с чем - если по совести, смотрится это мероприятие довольно-таки нелепо. Впрочем, будь вокал основного исполнителя убедительнее - на огрехи режиссуры (а тот факт, что в "Новой опере" много дают ставить молодым девушкам, весьма похвальный и очень даже "европейский", пускай результаты и не всегда радуют) легче было бы закрыть глаза, правда, тогда и концертного исполнения оказалось бы достаточно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments