Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Они были актерами" реж. Георгий Натансон, 1981

Даже в ретроспективах Натансона этот фильм раньше не показывали, до такой степени он неудачный - наверняка и сам режиссер (которого я пару лет назад видел и в свои 90 он производил впечатление разумного человека) понимал, что в одном ряду со "Старшей сестрой" и "Еще раз про любовь" эта халтурная поделка смотреться не будет, "Они были актерами" уступают даже наспех, но все-таки профессионально сработанной последней, кажется, большой вещи Натансона "Взбесившийся автобус" (короткометражку "Письмо бабушке Уйне" из московского проекта Е.Кончаловского я не считаю, хотя про эту самую "уйню" в свое время писал отдельно). Основная история в "Актерах" связана с труппой симферопольского драмтеатра, которая по заданию партийных органов в лице персонажа Жанны Прохоренко (как же иначе, еще со второго варианта "Молодой гвардии" повелось, что без партии и подвиг не в радость) ведет на контролируемой нацистами территории подпольную работу, но за несколько дней до захвата города русскими горе-подпольщики погибают, выданные агентшей гестапо и расстрелянные. Жалкий и несмотря на все сценарные потуги негероический сюжет, крайне слабо выстроенный драматургически, и фальшиво-пафосная сцена расстрела с финальным выкриком "да здравствует Советская Родина!!!" на полноценную картину не потянули бы по тогдашним меркам, все-таки опиравшимся на какие-то эстетические критерии (сегодня-то запросто), поэтому драматургия сценария усилена за счет "рамки" - эпизоды, относящиеся к 1940-м годам, вписаны в допрос на суде бывших агентов гестапо, и прежде всего бабки, которая когда-то была заслана в театр под видом дежурной и билитерши, следила за артистами-подпольщиками, раскрыла их и выдала. Для бабки, естественно, требуют расстрела (это уже в 1981 году, хотя из фильма совершенно непонятно, почему ее и двух подельников так долго искали, перебив при этом сразу после войны кучу народа по откровенно ложным обвинениям), и это образ до такой степени трагикомически-нелепый, почти сказочный (гестаповка напоминает склочных старух из лент Александра Роу!) что ни саму горе-агентшу, ни ее показания невозможно воспринимать всерьез, хотя неволей думаешь: а кто-нибудь когда-нибудь ответит уже за все русские зверства? Героизм актеров тоже сомнителен именно в силу нестерпимой художественной фальши - когда Зинаида Кириенко запевает романсы типа "слышу звон бубенцов издалека", действительно хочется сразу выдать ее гестаповцам, Иосиф Кобзон, на титрах звучащий за кадром с сомнительной песней Вениамина Баснера "Актеры умирали как солдаты" и то убедительнее (впрочем, на то и Кобзон, на то и Баснер). Но тут есть еще один момент. Задвинутый подальше в свое время, чтоб не порочить репутацию достойного, а я бы сказал, очень значительного кинорежиссера, сегодня фильм извлечен из небытия с очевидной целью - выгребают любое говно из ям, лишь бы дело касалось Крыма. И гребут чересчур поспешно, не обращая внимания на детали - а зря. В фильме есть столь же нелепый, как все прочее, но по-своему примечательный момент, когда только что вошедшие в город нацисты обсуждают, как поступить с актерами театра. Разумеется, "ястребы" предлагают более жесткий вариант, но те из нацистов, кто похитрее, видят иную перспективу: творческую интеллигенцию надо прикормить, привлечь на свою сторону, и она своим авторитетом потянет за собой массы! В этом коротком эпизоде, не в пример остальной картине, все так четко разложено по полочкам, что только гестаповское обмундирование выдает "историческую" подоплеку происходящего, а в остальном - ни гестаповские технологии не изменились, ни, что более существенно, характер и роль интеллигенции, способной за пайку прислуживать любым фашистам. Умирать как солдаты в соответствии с песней Кобзона мало кто из интеллигентов (в том числе и числящих себя среди "антифашистов", что под этим ни понимай) сегодня готов, а вот на конкретные услуги за относительное благополучие и возможность работать по специальности вместо того, чтоб валенки шить - всегда пожалуйста.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment