Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Двойник" реж. Ричард Айоади в "35 мм"

Поразительно, до чего ранняя повесть Достоевского, даже на русскоязычном литературном пространстве не особенно популярная, кажется привлекательной для западных кинематографистов. Когда-то к "Двойнику" обращался Бертолуччи, но его "Партнер" - вещица хоть и любопытная, но скорее неудачная, этот раритет в прошлом году показывали на ретроспективе ММКФ:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2593420.html

Конечно, в новом "Двойнике", приправленном символическим планом за счет упоминаний сказки про Пиноккио (деревяшки, мечтающей стать "настоящим мальчиком") много содержательных упрощений и сюжетных домыслов - но как ни странно, фильму это идет скорее на пользу, придает динамики, остроты, а между тем нерв, ритм прозы Достоевского уловлен довольно точно, к нему подключаешься, с ним входишь в резонанс. Конечно, это Достоевский, не только прочитанный после Кафки и Дюрренматта, но и экранизированный после "Бойцовского клуба", не говоря уже про Орсона Уэллса, с чьим "Процессом" в "Двойнике" Айоади местами возникают совершенно явные параллели. Но при всем том антураж воссоздан в стиле ретро, пусть и отсылает не к концу первой половины 19-го века, а к третьей четверти 20-го: деревянные перегородки конторских закутков, ломающиеся принтеры, плохонькие телевизоры - таким, надо полагать, режиссеру видится скудость и убожества (счастливец понятия не имеет о настоящем убожестве). Саймон Джеймс, однако - узнаваемый тип того самого "маленького человека", который набил оскомину еще со школьных уроков литературы (про филфак я даже не вспоминаю), только в совсем уж современном и молодежном воплощении, что так удачно контрастирует с ретро-обстановкой. Джесси Айзенберг и Миа Васиковска - безукоризненные работы, Айзенберг вообще растет как актер от фильма к фильму. Раздвоение героя на забитого скромника Саймона и до поры вызывающего у него восхищение своей отвязностью подонка Джеймса (подобие доктора Хайда практически) драматургически и режиссерски подается не слишком тонко, зато с максимальной наглядностью и доходчивостью. Пока Саймона не хватает на большее, чем подсматривать за девушкой в окне напротив через подзорную трубу и терпеливо сносить свою незаметность на работе и в быту, а еще беспокоиться за тяжело больную мать, Джеймс делает подружке ребенка, путаясь с дочкой начальника, перед которым подставляет своего двойника. Саймон лишается работы, но успевает спасти свою (чужую) возлюбленную от самоубийства - ребенка она, правда, теряет. Зато для него самоубийство становится единственным способом избавиться от двойника. Момент, где режиссеру отказывает вкус и чувство меры, в фильме все же имеется - это серия эпизодов, связанных с похоронами умершей-таки матери Саймона, обставленных в какой-то пародийно-"готической" стилистике. Но в остальном кино смотрится против ожидания хорошо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments