Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Гергиев в КЗЧ и БЗК: Шостакович, Скрябин, Р.Штраус, Глазунов, сол. Д.Трифонов, Р.Симович

Днем играл в Твери, а вечером - в Москве, и откуда ни возьмись к двум заявленным фортепианным концертам добавилась 3-я симфония Скрябина: можно сколь угодно скептически относиться к фигуре Гергиева не только в человеческом, но и в сугубо музыкальном аспекте, однако подобных ему пожалуй что и во всем мире нет, чего уж там. И как ни странно, именно в первом отделении, где Трифонов играл с оркестром подряд 1-й концерт Шостаковича и вслед за ним сразу Скрябина, оркестр звучал выигрышно, во всяком случае, собранно, несмотря на все переезды. Трифонова я сильно невзлюбил за его безобразное исполнение 1-го концерта Прокофьева, тоже с Гергиевым, два года назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2257721.html

Трифонов и с Шостаковичем подтвердил все мои предубеждения: псевдоутонченность, неизменно оборачивающаяся агрессивным манерничаньем, неумение найти грань между натужным усердием и безволием (в лирических эпизодах буквально пропадает звук, а в кульминациях Трифонов лупцует по клавиатуре хлеще Мацуева). Но вот Скрябин ему на удивление удался - Трифонов сыграл скрябинский фортепианный концерт без надуманной экзальтации, достаточно ровно, при этом внятно, но аккуратно обозначая кульминации, лирично, но и весомо, не уходя в импрессионистские виньетки, что произошло уже на бисе. Зато у оркестра 3-я симфония Скрябина запопсовела и превратилась в какую-то пошловатую киномузыку - Гергиев выдал ее поспешно, грубо, одноцветно, как будто через силу, и если так, то зачем же тогда вообще включил ее в программу?

На следующий день - еще два концерта, сначала в театре красной-советской-российской армии с 9-й симфонией Бетховена (безумная фея ходила одна, я не пошел), а вечером - в консерватории с весьма неординарной программой: между двумя крупными симфоническими сочинениями Рихарда Штрауса - скрипичный концерт Глазунова. Играл Роман Симович - неизвестный мне солист, скрипач посредственный, но терпимый, хотя для финала требовалось явно большая техническая "виртуозность", но и музычка концерта Глазунова в целом - второсортная "подчайковская" национальная романтика, настроенная на волну "народного праздника", то есть вымученная, чуть приправленная даже фальшивыми "этнографическими" красками. "Так говорил Заратустра" - один из самых узнаваемых опусов Р.Штрауса, но у Гергиева, который им открывал программу, он начал разваливаться на куски с первых тактов и у меня в какой-то момент возникло ощущение, что оркестро буквально не сможет доиграть его до конца - естественно, как-то доиграли, но ни энергии, ни пафоса, ни серьезности, ни иронии - одна только пустопорожняя громыхалка. "Жизнь героя" во втором отделении прозвучала чуть более собранно, по крайней мере, но тоже - пусто, бессмысленно, иллюстративно.

Забавно, однако, что под шапкой своего военно-православного фестиваля (концепция которого идеально вписывается в структуру православно-фашистской идеологии: от Пасхи к Дню победы) Гергиев исполняет, например, Рихарда Штрауса - расчет, видимо, лишь на то, что русским все равно, Рихард или Иоганн, отец или сын - Штраус и Штраус, Гергиев и Гергиев, руками машет, скрипки пилят - и ладно. Такой лоховской публики, как на концертах Гергиева, должно быть, больше нигде нет, ну во всяком случае на громких событиях (а выступления Гергиева, как ни крути - события громкие в любом случае). Либо совсем случайный народ, которому по телевизеру сказали, что Гергиев (вместе с другими такими же расторопными жополизами) - великий, ну, значит, надо пойти "приобщиться" - пришли, приобщились, не на Кента же какого-то Нагано им идти, которого никто не знает. Либо вечные бабки, которые даже и не слышат, когда оркестранты начинают смычками по струнам водить, пока гонг не ударит - знай себе шушукаются, шелестят пакетами да попердывают. А Гергиев им - Рихарда Штрауса! Круче было бы только взять и исполнить "по благословению святейшего патриарха" ну хотя бы "Сказку о попе и работнике его Балде" Шостаковича (тем более, что его Гергиев очень любит) - вот был бы смех! Сказал бы я, что не понимаю, кому и зачем нужен весь этот марафонский конвейер лоховства и халтуры - но я, конечно, понимаю, и Гергиев понимает, и все понимают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments