Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Йонас Кауфман в БЗК: "Зимний путь" Ф.Шуберта

Покойный Ян был страстным фанатом Кауфмана и расписывал его в таких выражениях, которые я не рискну воспроизвести буквами. Ян, единственный из наших "маленьких любителей искусства", в прошлом году ездил в Барвиху на сольный концерт Кауфмана, потом говорил, что пел Кауфман гениально - но где мы и где Барвиха... попечалившись, мы смирились с тем, что нам в тот вечер достался на бедность хотя бы Бетховен в исполнении Венского филармонического оркестра, а вскоре узнали, что Кауфман выступит и в Москве непосредственно. Только я был уверен, что попасть туда будет невозможно. Опасения усилились, когда очевидцы описали столпотворение, возникшее на концерте Лежневой, проходившем в рамках того же фестиваля, который обещал привезти Кауфмана. Лежнева, как и Алиева, кстати, на Кауфмана сами пришли тоже, но для меня настоящим шоком оказалось наличие немалого количества свободных мест в партере, при том что после третьего звонка бабки-капельдинерши стали пускать особо страждущих "маленьких любителей искусства" без партерных билетов. Мы прекрасно усидели в первом ряду и рядом с нами оставалось еще кресел шесть или восемь свободных, за спиной у нас - та же картина. Может, спекулянты скупили и не смогли продать?

Во всяком случае, безумия не наблюдалось. Отчасти, полагаю, из-за проходящего параллельно в КЗЧ концертного исполнения "Саломеи" Р.Штрауса с Юровским - многие пошли туда, и если б не единственный в жизни шанс услышать Кауфмана живьем, я бы сам, уж конечно, тоже пошел (вообще устраивать такие мероприятия в один вечер - вот настоящее безумие). А может кого-нибудь отпугнула программа - "Зимний путь" Шуберта все же не набор шарманочных вердиевских песенок или романсиков на стихи второстепенных русскоязычных виршеплетов девятнадцатого века. Самое же удивительное, что всего месяц с небольшим назад тот же "Зимний путь" и в том же БЗК пел Феруччо Фурланетто:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2777527.html

Понятно, что это разные исполнители и, в конце концов, с разными тембрами (хотя это как раз и не всем понятно), но в любом случае отсутствие ажиотажа - при наличии тетенек с букетами и толпы на служебном входе после концерта, приветствующей садящегося в машину Кауфмана как поп-звезду (и не старухи-грязнухи, а в основном молодежь: они его на телефоны снимали, а он - их, вот умора!) - сыграло нам на руку. А вот непосредственно от выступления Кауфмана впечатления остались куда более противоречивые, чем от гениального концерта Фурланетто, несмотря на то, что последнему еще меньше повезло с аудиторией. У Фурланетто русские хлопали после каждого номера, а у Кауфмана - только после третьего (правда, перед концертом их предупредили, что не надо так делать, но все равно то, что предупреждение не сработало один только раз - настоящее чудо, обычно русские на подобные просьбы со ссылками на образцы поведения, принятые у цивилизованных народов, не ведутся и хлопают между частями, да и вообще в каждую секунду относительной тишины: они ж за это деньги заплатили, чтоб похлопать, а их еще и слушать что-то заставляют, бедолаг), не очень много кашляли (только в перерывах - но уж зато от всей широты русской души, то есть как в тубдиспансере) и, невероятно, но факт - не только не разговаривали во время пения, но и почти не шелестели программками (а мобильную связь организаторы концерта предусмотрительно заглушили, понимая, что тут никакие увещевания не подействуют). И вот в этой почти идеальной по московским стандартам обстановке (камерный цикл в большом зале - это данность коммерческого формата, на нее пенять бессмысленно) Кауфман если и не разочаровал, то и не поразил, не удивил.
Безусловно, Кауфман - певец высочайшего класса, огромной культуры, плюс несомненное человеческое обаяние, и это помимо качества собственно вокала, само собой. Тем обиднее, что первые номеров шесть-восемь он откровенно берег голос, экономил силы - но все-таки не рассчитал и после "Путевого столба" спекся, на 21-м номере "Постоялый двор" даже дал "петуха", ну не то чтоб, а так, "петушка" - но заметно и досадно для такого-то уровня артиста. В целом же если для Фурланетто с высоты его опыта и при несколько ограниченных в силу возраста голосовых возможностях в цикле Шуберта наиболее содержательным оказался философский, смысложизненный аспект произведения, то для Кауфмана - скорее психологический, при том что его "психология" во многих случаях показалась мне несколько надуманной, до вычурности, до манерности. Кауфман резко обозначал перепады эмоциональных состояний лирического героя внутри каждой песни и в то же время сглаживал контрасты между номерами. Концертмейстер Хельмут Дойч отработал концерт в согласии с певцом, но следуя за его подходом, тоже порой "манерничал", стараясь максимально обыгрывать темповые и звуковые контрасты, и не всегда в идеальном соответствии с вокалистом - порой заглушал певца, а иной раз, наоборот, сам "пропадал". В отсутствие аплодисментов между номерами, с одной стороны, и раздутыми порой до полноценных пауз цезурами внутри номеров, с другой, Кауфману и Дойчу удавалось связать цикл в подобие камерной моно-оперы - вышло интересно, хотя и не до конца убедительно.

Разумеется, такой концерт - в любом случае выдающееся, из ряда вон выходящее событие, и говорить, что Кауфман - плохой певец, так же глупо, как утверждать, что Шуберт - плохой композитор. Не знаю, что сказал бы по поводу консерваторского вечера Ян, который не нового приезда Кауфмана не дожил, но я, понимая, что до следующего тоже не дотяну, рассчитывал на нечто необыкновенное, какое раз в жизнислучается, однако, в отличие от выступление Фурланетто, от которого откровений не ожидал, но получил сверх меры, Кауфман отпел программу просто достойным образом, не роняя и не превосходя сложившиеся о его персоне стереотипные представления.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments